Картина ценою в 20 лет

Бывает так, что человек возлагает большие надежды на своё творение, которому посвящает полжизни. При этом оно так и остаётся непризнанным современниками, однако прославляет творца уже после ухода из жизни. Такова судьба русского художника Александра Иванова и его известной ныне картины «Явление Христа народу».

Полотно «Явление Христа народу» – одно из самых больших в мире: высота 5,4 метра, ширина 7,5 метра. Оно больше таких знаменитых картин, как «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Богатыри» Виктора Васнецова. Но известна главная картина Александра Иванова, написанная по библейским мотивам, не только своими размерами. У неё удивительная история создания,непростая судьба и мощная энергетика.

Как она появилась

Александр Андреевич Иванов родился в семье художника и уже в одиннадцать лет стал учеником Императорской Академии художеств, где под руководством отца начал осваивать азы классической живописи. 33 года художник провёл в Италии, и это повлияло на его творчество. Полотна великих мастеров эпохи Возрождения вдохновили Иванова на изучение Священного Писания и создание картин на тему явления Мессии. Так, из-под его кисти в 1835 году вышла картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», которая получила колоссальный успех в Италии, а годом позже и в России. За неё мастер был удостоен звания академика.

Александр Андреевич Иванов

Окрылённый таким принятием своего творчества, художник немедленно приступил к написанию более масштабной картины «Явление Христа народу». От дерзкого замысла Александра Иванова отговаривали многие, в том числе и его отец. Тем не менее художник приступил к работе. Сначала написал картину на обычном холсте. Через три года, завершив «малую», по его мнению, форму, совершенно изменил композицию и начал переписывать «Явление», взяв холст в семь раз больше прежнего, словно хотел повторить фрески Сикстинской капеллы. За время написания «Явления Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей, которые нашли своё отражение в финальной картине. Это были 20 лет (с 1837 по 1857 гг.) напряжённой работы и непрекращающихся исканий.

В мае 1858 году Александр Иванов решился привезти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Средства на транспортировку пожертвовала великая княгиня Елена Павловна. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов, более подробно изображающих тот или иной фрагмент полотна,была организована в одном из залов Академии художеств и произвела противоречивое впечатление на общественность.

Что с картиной «не так»

Глубокий символизм и философский смысл этого творения были не сразу поняты широкой публикой, поэтому сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, здесь же художник изобразил реальных людей с реальными эмоциями. Такого в живописи на тот момент не было. Дело в том, что XIX век в Российской империи стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества. Те же, кто реально интересовался живописью и наблюдал за творчеством Иванова, ожидали от него большего. Поговаривали даже, что эскизы к картине были интереснее.

Сам же художник называл сюжет картины «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент.

В своей работе он отступил от канонов художественного академизма, стремясь изобразить известное историческое событие и идею, которое оно в себе несёт, посредством реакции на него людей.И, надо отметить, Иванов проявил себя знатоком человеческой психологии.Внимание в картине акцентируется на лицах, в которых отображается отношение к событию, а для той эпохи это было новаторством, к чему люди не были готовы.Словом, картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству её смогли оценить лишь потомки.

Зашифрованные послания

  • Почему картина огромная

«Явление Христа народу» – это Евангелие на холсте. Действие в картине происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Явление Мессии в этот момент Александр Андреевич считал фундаментальным в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.Огромным размером картины художник символично хотел донести до зрителя значимость этого момента, а также показать силу и мощь веры Бога.

  • Подмена Палестины Италией

Александр Иванов никогда не был в Палестине, у него не было средств на путешествия. И ему пришлось приложить много сил, чтобы создать образы, достоверные не только с художественной точки зрения, но и с психологической. В течение трёх лет он с фанатизмом продумывал все детали будущей работы, изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, посетил множество храмов и синагог, разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. И каждый образ на картине – это синтез того, что Александр Иванов видел вокруг. Все действующие лица – это все люди мира. И мир, изображённый берегом Иордана – это весь мир. Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего на нём в реальности.

  • Главная фигура – не Иисус

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции.Но здесь есть центральная фигура полотна – Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе Спасителя на землю. На картине изображён именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая чёрточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением: вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

  • Символизм картины (краткий разбор)

Все персонажи картины тщательно продуманы и каждый из них несёт определённый символ. Например, образы внизу картины слева – юноши и старика, выходящих из воды. Это аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение старого и нового. А также это образы непрекращающейся жизни.

От лиц фарисеев и книжников в толпе на картине сквозит холодом, злобой, завистью, пренебрежением и осуждением. Совершенно другое настроение несёт в себе фигура раба, на лице которого отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения до радости, умиления и восторга. Скорее всего, впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии – настолько сильны в нём чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что расположился сразу под руками Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

Объединяющее звено этой цепочки различных людских характеров, настроений и реакций – сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса даже немного размытым ещё и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятным и таинственным.

Смерть автора и бессмертие полотна

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась через пару месяцев после презентации «Явление Христа народу». Скончался Александр Иванов в июле 1858 году от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

Спустя несколько часов после смерти живописца его творение приобрёл император Александр II за 15 тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее.

При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого грандиозного полотна. Было решено пристроить павильон к основному зданию в Лаврушинском переулке, и в 1932 году полотно вместе с эскизами и этюдами заняло своё постоянное место, где находится и сейчас.

Энергетика шедевра

Учёные, исследовав картину биолокационным методом, заявили, что это произведение несёт в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и к другим работам мастера.

Исследование показало, что «радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Крестителя – пять, а всех остальных персонажей – намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше, чем все остальные образы, изображённые на холсте».

Это не Гоголь

Многие утверждают, что на картине Иванова мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой списан с Гоголя.

Но доктор искусствоведения Светлана Степанова в своём исследовании, посвящённом картине, утверждает, что ни сам Иванов, ни его современники, видевшие процесс создания полотна, ни брат художника Сергей ни прямо, ни косвенно об этом не свидетельствовали. Также, по её словам, «фигура в буром» есть на всех эскизах картины, даже на тех, которые Иванов написал до знакомства с Николаем Васильевичем.

Подготовила Жанна Потоцкая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное