Талантливейший актёр театра и кино Андрей Миронов запомнился нам, зрителям, светлым, улыбающимся, весёлым, прекрасно двигающимся и поющим красавчиком, невероятно обаятельным человеком, влюблённым в свою профессию. Таков был и остаётся его образ на сцене. Был ли он таким в жизни
7 марта 1941 года. Москва. В театре эстрады и миниатюр шла репетиция очередного спектакля. Внезапно она прервалась – у актрисы Марии Мироновой начались схватки. Беременную женщину увезли в родильный дом, где на свет появился мальчик. Родители назвали его Андреем. В свидетельстве о рождении они исправили дату рождения с 7 на 8 марта – просто так захотелось. А вскоре после выписки исполнили репризу «Андрей – подарок женщинам в Женский день 8 марта».
Вот так жизнь Андрея Миронова, образно говоря, началась на сцене, на ней же она и закончилась (наверняка многие помнят новость о том, как он упал без сознания на сцене прямо во время своего монолога в спектакле по пьесе Бомарше«Безумный день, или женитьба Фигаро», во время гастролей театра в Риге).Но сценическая и реальная жизни актёра – совсем не одно и то же.
Судьба была предопределена
Наверное, сложно было бы мальчику, живущему в богемной семье двух актёров, выбрать какую-то иную профессию.Родители дома репетировали, в гости к ним приходили звёзды театра, кино, эстрады, да и не только. Воспитанием Андрея мать с отцом не очень занимались, были погружены в работу. Зато это с лихвой восполняли их творческие гости. И хотя рос Андрюша обычным парнем, от артистизма, которым его наградила природа, было не скрыться.
Например, в поставленной школьным театром пьесе Симонова его маленькая роль разнузданного немца была ярче всех главных ролей советских партизан. Поэтому как бы родители не «уберегали» сына от тяжёлой профессии артиста, Андрей, не колеблясь, после окончания школы подал документы в Щукинское театральное училище, из которого уже вышел артистом театра Сатиры.
Играл Миронов так, что граница между образом и личностью стиралась. Он буквально вживался в свою роль: если любил актрису, то по-настоящему, если танцевал, то так, что можно было выжимать рубашку. При этом всё выглядело настолько гармонично и естественно, что сложно было предположить, какими трудами это ему давалось. А ведь в жизни Андрей Миронов не был пластичным и вообще обладал склонностью к полноте с самого детства. Его голос был далёк от идеала, а танцевать он практически не умел. Все сцены с песнями и танцами он репетировал очень-очень долго, а лишние килограммы сгонял игрой в теннис, обернувшись целлофаном. Ещёочень боялся, что его забудут, поэтому старался успеть как можно больше, чтобы не было перерывов в работе.
Конечно, такой образ жизни не мог не сказаться на и без того болезненном организме. Дело в том, что актёр страдал от аневризмы и воспаления лимфатических узлов. Только близкие друзья знали, какие боли он испытывал даже при выполнении обычных бытовыхвещей и как стонал во сне. А потом выходил на сцену и улыбался, даря радость зрителям и многочисленным поклонникам. Таким было его амплуа. Оно же было и наказанием.
Андрей Миронов страдал от того, что за ним закрепился комедийный образ прохвоста, Дон-Жуана, поверхностного на первый взгляд человека.А он мечтал о драматических, серьёзных ролях, которых было у него не так уж и много, причём с возрастом они шли ему всё больше и больше, но, увы, жизнь артиста оборвалась на самом пике карьеры. Как считает актриса и его подруга Виктория Лазич, через более трагические роли он мог бы «выплакать» свою физическую боль. А ему приходилось улыбаться, смеяться и порхать на сцене, словно бабочка. Да, мы очень благодарны, что он был именно таким, что подарил нам столько чудесных фильмов, столько радости, столько счастливых моментов. И продолжает дарить через экраны. Но был ли он сам счастлив?
Мамина пуповина
Мария Миронова – мама актёра – была человеком властным. Она до безумия любила своего сына и даже исцеляла его болячки своими прикосновениями, лаской, словом. В то же время, она была самым строгим его критиком. Всю жизнь Андрей Миронов хотел доказать своим родителям, особенно, матери, что он хороший актёр, что он имеет право играть и жить так, как ему нравится и хочется. Но мама подавляла его волю, ему приходилось её слушаться, даже будучи взрослым.
Как утверждают психологи, слишком большая зависимость от мнения родителей в зрелом возрасте блокирует жизненную энергетику человека. О таких взаимоотношениях матери и взрослых сына или дочери говорят, что мамина пуповина не отрезана. Сама того не понимая, она губила физическое и душевное здоровье сына. Хотя маму свою Андрей Миронов любил нежно и преданно всю свою жизнь.
Играл Миронов так, что граница между образом и личностью стиралась. Он буквально вживался в свою роль: если любил актрису, то по-настоящему, если танцевал, то так, что можно было выжимать рубашку.
Наверное, в это сложно поверить, но за внешностью любимца женщин, пижона и денди скрывалась ранимая и тонкая личность. Андрей Миронов был скромен и даже застенчив, не всегда уверен в себе. То, что все мы видели на сцене и на экранах, было лишь образом. При этом сам актёр глубоко страдал. Ему казалось, что он не дотягивает до той планки, что установила его мать, что нет той самой роли, которой ждут всю жизнь. Но самое главное, ему не нравился навязанный с рождения ярлык «подарка для женщин всей страны на 8 Марта». Хотя при этом у него часто случались романы на стороне, да и как пройти мимо поклонниц, которые буквально вешались такому «подарку» на шею.
А ведь этот образ навязали ему как бы шутя родители, приписав другую дату рождения, желая сыну жизни-праздника. И если кто-то думает, что всё это ерунда, то очень ошибается, ибо и дата рождения, и имя предопределяют судьбу человека. Андрей словно жил не своей жизнью, но проживал её так, что никто этого не замечал. Все смеялись и аплодировали, хотя ему в это время было больно. Такая вот тайна была скрыта внутри этого удивительного человека и великого артиста.
Несколько фактов из жизни актёра
- Василий Ливанов решил как-то подшутить над Мироновым. Он позвонил ему в день рождения, 8 марта, и сообщил, что нужно немедленно поехать на «Мосфильм» для съёмки, поскольку вся труппа ждёт. Миронов поверил и помчался на студию, но его не впустила охрана, поскольку день был праздничный и выходной.
Миронов задумал мщение и скоро осуществил его. Однажды он как бы ненароком столкнулся с Ливановым на студии и при этом что-то с наслаждением жевал.
– Ты что жуёшь? – спросил голодный Ливанов.
– Шоколад, — ответил Миронов. – Из Швейцарии привезли, великолепный вкус…
– Дай-ка, – попросил Ливанов.
Миронов полез в карман, вытащил заранее припасённый кусок коричневой плитки и протянул Ливанову. Тот запихал плитку в рот и едва не сломал зуб. «Швейцарский шоколад» оказался обыкновенным сургучом.
- Популярный актёр сам бесстрашно выполнял множество опаснейших трюков. В кинокартине «Итальянцы в России»он спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, также он сам перебирался с лестницы пожарной машины на крышу «Жигулей». Даже для опытного каскадёра это – сложнейшая задача. В конце фильма персонаж Андрея Миронова ныряет в Неву за утонувшим сундуком. Актёр сам плавал под водой, правда, подводные сцены, на самом деле, снимались в Средиземном море около Неаполя.
В эпизоде с разведённым мостом снимались студенты циркового училища: они-то и прыгали вместо большинства актёров. Но для того, чтобы зритель не заметил подвоха, нужны были кадры крупным планом. А потому Миронова уговорили на трюк: актёру предстояло повисеть на краю моста. Так что в тот момент, когда он изо всех сил пытается залезть на крыло моста, то делает он это по-настоящему.
- Что действительно с детства отличало Андрея от других мальчишек, так это его врождённая чистоплотность, которая осталась с ним на всю жизнь.
Из-за неё и не состоялся его дебют в кино в 1952 году, когда он был выбран для съёмок в массовке. Мальчику предстояло сыграть нищего и надеть рваную дерюгу. Однако Андрюша не рискнул нацепить её на голое тело и поддел тенниску. Когда режиссёр увидел это, мальчика тут же подхватили под локти и вынесли с площадки.
Таким педантом и чистюлей Миронов был всю свою жизнь. Его брюки должны были быть всегда выглажены, как и рубашки, а обувь начищена до блеска. Известно, что он терпеть не мог женщин, которые не умели вести быт. А вот настоящих хозяюшек он привечал. Женщина Андрея Миронова должна была иметь покладистый характер, уметь хорошо готовить, не перечить мужу.
Миронов был очень консервативен в браке. Екатерина Градова, первая жена актёра, вспоминала: «Он не разрешал мне делать макияж, не любил в моих руках бокал вина или сигарету, говорил, что я должна быть «прекрасна, как утро», а мои пальцы максимум, чем должны пахнуть – это ягодами и духами… Он меня учил стирать, готовить и убирать так, как это делала его мама. Он был нежным мужем и смешным отцом».
Подготовила Жанна Потоцкая