Маленькая муза Чуковского

На неповторимых мелодичных стихах Корнея Чуковского выросло уже несколько поколений, поэтому для многих он – именно детский писатель.  Однако в жизни поэта, публициста, литературного критика, переводчика, литературоведа и журналиста произведения для самых маленьких читателей начали «рождаться» в более позднем возрасте, когда он уже был достаточно известным критиком. И продолжался этот«сказочный»период всего лишь около десяти лет.

Интересен тот факт, что на фотографиях и на обложках книг автор «Мойдодыра», «Айболита» и многих других культовых произведений– маститый пожилой писатель. Однако большинство детских сказок и стихов он создал ещё достаточно молодым, в те годы, когда рядом с ним жила его маленькая муза Мурочка. Кто интересовался биографией Чуковского, знает, что писались они для одной девочки – младшей дочери писателя Марии, которую все в семье звали Мурочкой. В 2020 году исполнилось бы 100 лет со дня её рождения.

В начале XX века наша страна погрузилась в эпоху ужасных потрясений: сначала Первая мировая война, затем – революция и Гражданская. В это время все выживали, как могли. Тогда в семье молодого журналиста и писателя Корнея Чуковского было уже трое детей – Коля, Лида и Борис. Писатель, чтобы прокормить свою большую семью, вынужден был браться за любую работу: он читал лекции для моряков Балтийского флота, в Красноармейском университете и в Доме искусств. Однако в разгар голода и разрухи у 38-летнего Чуковского появился четвёртый ребёнок. 24 февраля Корней Иванович делает запись в дневнике: «Долгожданное чадо, которое, чёрт его знает зачем, захотело родиться в 1920 году, в эпоху Горохра* и тифа».

*Горохра–«Городская охрана», журнал петроградской милиции, в котором, кстати, работал не только Чуковский, но и Блок, и Ахматова; платили в нём милицейским пайком.

Увидел мир глазами ребёнка

Мурочка немного подросла, и сорокалетний писатель, который был уже опытным отцом, благодаря этому позднему ребёнкубудто снова открыл для себя удивительный мир детской фантазии. Всё чаще он пишет в дневнике о своей младшей дочери, восхищаясь ею:

«17 января. У Мурки такое воображение во время игры, что когда потребовалось ловить для медведя на полу рыбу, она потребовала, чтобы ей сняли башмаки. Сейчас она птичка – летает по комнатам и целыми часами машет крыльями…»

«Мы очутились с Мурой в тёмной ванной комнате; она закричала: «Пошла вон!» Я спросил: «Кого ты гонишь?»– «Ночь. Пошла вон, ночь».

Именно в этих играх с дочерью, беседах, уговорах поспать и поесть рождались идеи для создания новых удивительных детских историй, которые счастливый папа начал записывать.

«Мурка плачет: нельзя сказать «туча по небу идёт», у тучи ног нету: нельзя, не смей. И плачет».

Чуковский часто играл с дочерью, утешал её в маленьких бедах. И хотя свою первую сказку в стихах «Крокодил» он написал до её рождения, в 1916 году, но именно в играх и беседах с Мурочкой, уговорах поспать и поесть рождались идеи для создания новых удивительных детских историй.

Корней Чуковский читает дочери свои сказки

Это сказочная пора – 10 лет, в которые будут написаны все главные хиты Чуковского: «Путаница», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Котауси и Мауси», «Чудо-дерево», «Телефон», «Бармалей». В 1925 году был издансборник стихов и сказок «Муркина книга». Конечно, писатель посвятил её своей маленькой музе, ведь его Мурочка то там, то здесь мелькает на страницах:

«Мура туфельку снимала, 
В огороде закопала: 
– Расти, туфелька моя, 
Расти, маленькая!»

Удивительная детская логика всё больше завораживала Чуковского. Иногда он так искренне и с удовольствием играл с дочерью, что у людей глаза на лоб лезли от удивления: например, девочка изображает собаку, а папа водит её на поводке. В спокойные минуты они вместе занимались серьёзными делами: Мурочка училась читать и писать, знакомилась с серьёзными произведениями литературы. Правда, результаты, преломлённые через непосредственное сознание ребёнка, иногда оказывались неожиданными: «1925 год. 24 августа. Понедельник. Муре очень нравится Пушкин. «Он умер? Я выкопаю его из могилы и попрошу, чтобы он писал ещё. А Ленин? Он тоже умер? Как жаль: все хорошие люди умирают…»

Чёрная тень

В семь лет девочка чуть не погибла от приступа аппендицита. Её спасли, но, начиная с этого момента, над писателем словно нависает чёрная тень: он боится потерять дочь, которая не отличается крепким здоровьем. Одновременно его ожидают и неприятности другого плана – произведения, подаренные всем детям страны, подвергаются жёсткой критике.

В феврале 1928 года в «Правде» была опубликована статья заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Надежды Константиновны Крупской «О «Крокодиле» Чуковского»: «Такая болтовня – неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником – весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…»

Корней Чуковский с младшей дочерью Марией

Вскоре эта травля принимает серьёзные масштабы, и в литературной среде даже появляется негативный термин – «чуковщина». Писатель вынужден «отречься» от своих странных представлений о детской литературе и вернуться на проторенный путь соцреализма.

В декабре 1929 года в «Литературной газете» Чуковский опубликовал письмо, в котором пообещал вместо глупых сказок написать сборник стихов «Весёлая колхозия». Правда, это обещание он так и не выполнил, потому что в дальнейшем стихов для детей почти не писал. В его жизни начался самый страшный период: врачи обнаружили у Мурочки костный туберкулёз. В те годы эта болезнь считалась практически неизлечимой.

Писатель увёз дочь в Крым, лечил в лучшем детском санатории, однако беда, которую он так долго предчувствовал, всё же настигла семью.

Возмездие от отречения

Марию Чуковскую похоронили в 1931 году на старом кладбище Алупки. Писатель с тех пор ненавидел Крым. До конца жизни он считал, что смерть дочери – это возмездие за его «отречение» в «Литературной газете» от их общих сказок.

К детским произведениям он иногда пытался вернуться. Так, в 1933 году опубликовал начатую ещё давно книгу о психологии детей «От двух до пяти», во время войны в Ташкенте, в эвакуации пишет сказку «Одолеем Бармалея», которая опять пришлась «не ко двору», критика назвала её «пошлой и вредной стряпнёй Чуковского».

В 60-х писатель работал над Библией для детей, и книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» даже вышла в свет, однако весь тираж был сразу уничтожен. Книга была опубликована вновь только в 1990 году.

У самого Корнея Ивановича Чуковского было очень тяжёлое детство. Но, будучи уже взрослым человеком,он сумел подарить и себе, и другим столько радости и волшебства этой «детскости», сколько не снилось даже самому счастливому ребёнку. И за это ещё многие и многие поколения будут ему благодарны.

Таким образование было не положено

Несколько лет Коля Корнейчуков, так звали Чуковского, ходил в одесскую гимназию, однако же потом его отчислили в соответствии с так называемым «циркуляром о кухаркиных детях».

Этот циркуляр был принят в 1887 году и предписывал освобождать гимназии и прогимназии от «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Николай Корнеев

Коля Корнейчуков ни в коей мере не считался «одарённым гениальными способностями». По большому счёту он был двоечником и не исключено, что если бы не циркуляр, его отчислили бы просто за неуспеваемость.

«Я написал двенадцать книг, и никто не обратил на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать, шутя, «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что «Крокодила» знает наизусть вся Россия. Боюсь, что на моём памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор «Крокодила». А как старательно, с каким трудом писал я другие свои книги, например «Некрасов как художник», «Жена поэта», «Уолт Уитмен», «Футуристы» и прочие. Сколько забот о стиле, композиции и о многом другом, о чём обычно не заботятся критики!…Но кто помнит и знает такие статьи! Другое дело – «Крокодил»!..

Корней Чуковский, журнал «Вопросы литературы», 1972 г.

Подготовила Жанна Потоцкая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное