Имя великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира знают, пожалуй, все. Но его биография таит немало загадок, которые разные исследователи пытаются разрешить уже многие годы.
До сих пор актуален так называемый «шекспировский вопрос»– проблема авторства произведений, приписываемых перу Шекспира. Пьесы с его именем ставятся по всему миру, но жил ли на самом деле их автор или под этим псевдонимом писали разные люди?
В процессе поиска ответа на этот вопрос были написаны тысячи книг на разных языках, начиная с середины XIX века. Осложняется всё тем, что рукописи Шекспира не дошли до наших дней, да и биографов на тот момент толком не было. Мы тоже не сможем дать однозначный ответ на данный вопрос, но приведём некоторые аргументы за и против. Выводы делайте сами.
«Социального лифта» не было
Считается, что Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указывается иная дата– 26 апреля. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней, практически, не дошли никакие документы, подтверждающие ту или иную версию.
Отец Уильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причём, не особо успешно. Кроме будущего драматурга в семье было ещё семь детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорде-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, в которой один учитель преподавал религиозные основы, чтение, письмо, причём на латыни. Ни математики, ни истории, ни географии там не было. Скорее всего, Шекспир посещал именно эту школу.
Нет сведений и о его высшем образовании, потому что в списках университетов той эпохи фамилия Шекспир не значится.В связи с этим возникает загадка: как такая простая семья и обычная школа дали миру поэта высокого уровня с обширными знаниями в области науки и искусства? В то время не было возможности благодаря очень хорошему образованию попасть из одного социального слоя в другой. В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своём становились именно ремесленниками, и лишь дети из очень богатых и знатных семей могли получить серьёзное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства. Иными словами, «социального лифта»тогда не существовало.
Человек, который знал всё!
Однако Шекспир, если судить по его произведениям, обладал поистине энциклопедическими знаниями – словарный запас его составлял примерно 20 тысяч слов, в то время как у обычного человека того времени он вряд ли мог превышать две тысячи. У современника Шекспира Френсиса Бэкона словарный запас был 9-10 тысяч слов, а словарный запас современного образованного англичанина не более четырёх тысяч слов. Более того, Шекспир сам расширил английский язык – он ввёл в него около 3200 новых слов.
Кроме того,драматург знал иностранные языки: итальянский, французский, латинский, греческий, причём читал классические греческие и римские труды в подлиннике – Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, в совершенстве знал греко-римскую мифологию. Исследователи по цитатам Шекспира установили, что он читал Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо и многих других знаменитых авторов.
В своих произведениях Шекспир легко рассуждает о политических реалиях прошлого и настоящего, показывая осведомлённость о жизни королей и придворных, будто сам является одним из них. Он описывал со знанием дела жизнь аристократов и правила этикета, сцены охоты и многое другое.
Анализ драм, хроник, сонетов Шекспира показывает, что он разбирался в юриспруденции, мировой истории, музыке и даже ботанике – в его произведениях встречаются названия 63 растений. Кроме того, он неплохо знал медицину и анатомию, прекрасно разбирался в военном деле, включая морское– самое сложное и насыщенное специальными терминами. Если судить по произведениям Шекспира, то он побывал во множестве стран, объездил всю Италию, прекрасно знал все детали местности, которые трудно описать, никогда не видя их. Как сказал шекспировед Джон Митчелл: «Он был литератором, который знал всё».
Есть мнение, что «шекспировский вопрос» базируется на откровенном снобизме «разоблачителей» – якобы сын ремесленника и торговца не мог быть настолько гениальным.
Между тем биография «реального» Шекспира говорит о том, что он никогда не выезжал из Англии. В 18 лет он женился на 26-летней Энн Хатауэй, в браке с которой у него позже родилось трое детей. При этом известно, что жила молодая чета вначале довольно скромно.
Далее следует некий провал в несколько лет в биографии «официального» Шекспира, после которого он уже внезапно оказывается в лондонском театре «Глобус», где постоянно ставятся его пьесы. В 1599 году Шекспир стал совладельцем «Глобуса» и весьма богатым человеком, он даже получил право на фамильный герб и дворянское звание. В 1612 году он покинул Лондон и вернулся в родной город. 25 марта 1616 года драматург составил завещание и умер 23 апреля 1616 года – в предполагаемый день своего рождения.Кстати, в завещании тоже сплошные загадки: во-первых, оно записано нотариусом со слов Шекспира, а во-вторых, в нём не фигурируют его литературные произведения, зато перечислены все вещи из его дома, включая старую жестяную перечницу. Более того, в его доме, судя по описи, нет ни одной книги!А современные графологи, изучив неуверенную подпись Шекспира под завещанием, сделали вывод, что он не привык держать перо в руке.
Кто скрывается под маской Шекспира?
Многие исследователи считают, что под именем Шекспир скрывался философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший замечательным литературным слогом. Однако словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения не дотягивают по уровню до шекспировских.
Есть версии, что это образованный и перспективный английский поэт и драматург Кристофер Марло, чья внезапная гибель предположительно была постановочной, но и его собственным литературным произведениям, считается, далеко до гения Шекспира.
Существует ещё множество версий о настоящем Шекспире. Даже не исключено, что под этим именем скрывалась королева Елизавета Первая, последняя из династии Тюдоров. Обратимся к нескольким фактам.
Первый – известно, что она всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира. Второй – Елизавета считалась ребёнком-вундеркиндом: начиная с раннего детства, она постепенно овладела древнегреческим, итальянским, французскими другими языками. Её воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа.
Естественно, будучи королевой,она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет и многое другое, что недоступно людям не королевской крови.Конечно, столь важная особа не могла бы признаться в такой странной и низменной страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актёры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но при этом гениальные произведения рвались наружу, так как настоящий поэт не может молчать. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Уильям Шекспир.
В защиту великого драматурга
В то же время все признанные шекспироведы ни секунды не сомневаются в том, что свои пьесы и сонеты написал именно Шекспир. Так,Николай Захаров, учёный секретарь Шекспировской комиссии РАН, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ говорит, что «шекспировский вопрос» базируется на откровенном снобизме «разоблачителей» –якобы сын ремесленника и торговца не мог быть настолько гениальным. В то же время мы знаем примеры в истории, которые подтверждают существование таких самородков, как, скажем,Михаил Ломоносов.
С другой стороны приводятся данные, что отец Шекспира был состоятельным ремесленником, входил в круг самых уважаемых жителей Стратфорда, одно время возглавлял городской совет. Мать – Мэри Арден – из знатной англосаксонской аристократии. Сын члена городского совета не мог не посещать Грамматическую школу Эйвона, которая давала приличное образование. Кроме того, никто не отменял самообразование, как у многих других гениальных писателей.
Ни один из современников драматурга не усомнился в его авторстве. 16 пьес, опубликованных при жизни Шекспира, были под его фамилией. Титульная страница сонетов, опубликованных в 1609 году, называет их автором Шекспира, хотя там и нет имени Уильям. А самое важное свидетельство оставил популярный в ту пору драматург Бен Джонсон, назвав Шекспира сладкоголосым лебедем Эйвона, поэтом на все времена.
Тогда же, более 400 лет назад, зародился «культ Шекспира». А «разоблачения» его существования начались лишь в середине XIX века, когда Шекспир стал слишком популярным, чтобы привлечь внимание завистников и скептиков.
Его жизнь неплохо документирована для конца XVI– начала XVII веков. Так, в 2018 году в уникальный международный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира» добавлены 90 документов о жизни и творчестве Шекспира, которые являются свидетельством не только его реального существования, но и авторства лирических, эпических и драматических произведений.
Кто же авторы?
Спорные вопросы авторства встречаются в литературе не только по отношению к Шекспиру. Существует также «гомеровский вопрос», ставящий под сомнение написание «Илиады» и «Одиссеи» Гомером.
Или, например, вот уже 90 лет идёт массированная атака на Михаила Шолохова, будто он не сочинял «Тихий Дон», за который получил Нобелевскую премию, а присвоил себе чужую рукопись. Либо же эпопею по указке Сталина сочиняли другие, а автором назначили молодого пролетарского писателя. На эту тему в России и за рубежом изданы десятки «разоблачительных» книг и сотни статей. Возможно, споры эти никогда не утихнут, ведь сколько людей, столько и мнений.
Подготовила Жанна Потоцкая