Когда ребёнка учат читать, он запоминает буквы механически, не вдумываясь в общий смысл и последовательность. И даже не в школе, а в лучшем случае в университете, человек узнаёт, что наши предки связали всю азбуку в особую смысловую цепочку. Это и приём мнемоники, и нравственное наставление потомкам.

Помните известную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Она помогает запоминать цвета радуги в правильной последовательности. Такой мнемонический приём называется акрофоническим: новые слова образуются из начальных букв слов словосочетания и читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам.
По принципу акрофонии построены некоторые сложносокращённые слова, например, вуз (высшее учебное заведение). А ещё акрофонический принцип помогал в деле изучения азбуки Морзе: каждому знаку подобрали слово, начинающееся с буквы, которую передаёт знак.
И оказывается, тот же принцип использовался при составлении русского алфавита. А ещё в греческом и иврите, но в латинице такого смыслового порядка не прослеживается.
«Я знаю буквы»
Если перечислить по порядку буквы церковно-славянской азбуки, мы получим следующую цепочку (будем использовать упрощённое написание): «Азъ – Буки – Веди – Глаголъ – Добро – Есть – Живите – Зело – Земля – Иже – И – Како – Люди – Мыслите – Нашъ – Онъ – Покой – Рцы – Слово – Твердо – Укъ – Фертъ – Херъ – Омега – Оть – Цы – Червь – Ша – Шта – Еръ – Ыры – Ерь – Ять – Ю – Я – О – Кси – Пси – Фита — Ижица!»

Название азбуки расшифровать легко: «Я знаю буквы». Дальше современному человеку продвинуться сложно. В несколько причёсанном виде получается следующее послание:
«Я знаю буквы,
Слово – это достояние,
Живите, трудясь усердно, земляне,
И как подобает людям,
Постигайте наше мироздание,
Неси знание убеждённо,
Знание – дар Божий,
Дерзай, точи, червь,
Чтобы Сущего свет постичь!»
Расшифруем самые трудные места. Так, «Глаголъ» означает «слово», причём как изречённое, так и написанное. «Зело» – это «усердно», «со рвением». «Иже» толкуют как «те», «которые». «Онъ» – не «он», а «оный», то есть «единственный». «Покой» – это «основа» (мироздания). «Рцы» представляет собой форму повелительного наклонения: «говори, изрекай, читай вслух». «Укъ» обозначает «основу знания», «доктрину». «Фертъ» имеет значение «оплодотворять» (знание оплодотворяет Всевышний). «Херъ» – совсем не то, что вы подумали, а «божественный», «данный свыше». «Цы» – ещё одно повелительное наклонение: «точи», «вникай», «дерзай». «Ша» и «Шта» обозначали просто «чтобы». «Ю» («Юсъ») толкуют как «свет», а «Я» («Ять») – «постичь», «иметь».
Сакральная «матрица»?
История появления славянского алфавита уходит в глубину веков, письменных источников той эпохи чрезвычайно мало, поэтому лингвисты до сих пор спорят о том, как было на самом деле. Существовала ли у древних славян письменность до Кирилла и Мефодия (о чём мы писали в восьмом номере «Тайное и Явное»), кто разработал глаголицу, а кто – кириллицу? Однозначных ответов на этот счёт нет по сей день. А если проследить всю хронологию изменений русского алфавита, история становится только запутанней. С некоторых пор распространяется гипотеза о существовании некой сакральной буквицы, состоящей из 49 знаков. Напомним, что современный алфавит насчитывает всего 33 буквы, а церковно-славянский – 40 букв.
Эта «древлесловенская буквица» будто бы изображается в виде таблицы 7х7, а цифра «7» считается сакральным числом. Такой вариант несёт в себе важное послание, более глубокое и расширенное, чем традиционное толкование. Если пройтись по таблице, увидим, что значения букв, действительно, более сложные.

Например, «Азъ» трактуется как «Бог, живущий и сотворяющий на Земле», «Глаголи» как «передача мудрости», «Есть» – «пять элементов жизни», «Како» – «объединение человека со Вселенной», «Твердо» – «утверждённое свыше указание», «Ша» – «тишина, простор, ширь», «Пси» – «душа и всё, что к ней относится», «Фита» – «единство духа».
В этом 49-ти символьном варианте азбуки появляется много новых букв: например, три буквы «И» и относящиеся к ним звуки – И-долгая, И-ровное, И-полукраткая, а замыкает алфавит странная по форме буква «Ижа» (звук «й»)– «мера времени», «краткость».
Литератор Игорь Грай считает, что исчезновение из алфавита этих девяти букв сильно обедняет и сам язык, и духовное наследие россиян. По его словам, И-долгая не могла совместить в себе весь заложенный потенциал, у неё лишь одна часть значения – гармония, равновесие, истина бытийная. И-ровное уже говорит о божественном потоке сверху, который получает человек, об истине вселенской. А И-полукраткая напоминала о том, что гармонию и божественный поток нужно нести в общину, живя вместе с другими людьми, а не отдельно, обособленно, это истина общинная. По мнению Игоря Грая, степень понимания человеком этого глубинного послания предков, заложенного в сакральной буквице, и определяла его место в обществе и возможности для развития.
Знакомство с системой образов
Буквица это не просто письменные знаки, а система образов, где каждой букве соответствует какой-то глубинный смысл. Не зря ведь с помощью русского языка можно выразить самые тонкие нюансы и оттенки мыслей. К сожалению, первоначальные образы буквицы стали просто звуками. Образы исчезли, и современный алфавит стал «без-образным», фонетическим. Возвращение к знанию и пониманию буквицы поможет раскрыть истинную суть слов.
- Азъ – то, с чего всё начинается; исток, начало, изначалье; Бог, создающий на Земле; единый, единство; человек; я.
- Боги – множество Богов; существа, которые превосходят нас по уровню развития; могущественные силы.
- Вѣди – знание и мудрость; понимание происходящего на Земле и на Небесах; взаимосвязь всего в мире; определённость и направленность.
- Глаголи – передача своей мудрости; поток, направление.
- Добро – развитие и накопление; созидание и дела, которые улучшают карму; достаток и преуспевание.
- Єсть – означает пять жизненных элементов; бытие земной формы жизни; нахождение в проявленном состоянии.
- Ԑсмь – определение чего-то; связка; множественность существования, многомерность; разнообразие.
- Животъ – многообразная жизнь; преобразование и рост; зарождение.
- Ѕѣло – неизведанное нами; то, что находится за пределами нашего понимания; сверх, весьма, очень.
- Зємля – наша планета, созданная для того, чтобы мы проходили свои уроки и получали опыт; почва; форма жизни.
- Ижє – единство и равновесие, необходимое для того, чтобы пребывать в гармонии с окружающим миром.
- Іжєи – вселенская истина; укрепляет связь с Родом.
- Їнить – общинная истина; связующее звено между нами и нашими предками.
- Гєрвь – радость от обретения своих корней; прекрасное и необычное, но в то же время проявленное и душевное состояние.
- Како – объединение с Вселенной; объёмность.
- Людїє – объединение мирно мыслящих; их общность; направленность.
- Мыслитѣ – осмысление полученной информации; мудрость и мышление.
- Нашь – то, что было известно нашим предкам и существует сейчас при нас (язык, история, корни).
- Онъ – это нечто божественное и самостоятельное; отделение священного от земного.
- Покои – состояние бездействия и гармонии.
- Рѣци – речь, изречение, течение; упорядочивание и разграничение нашего пространства.
- Слово – появление мысли и её произнесение вслух; сила мысли и слова; поток.
- Твѣрдо – утверждение, указание; твёрдость личных ценностей и убеждений; твёрдость материала; определённая точка зрения или намерение.
- Укъ – призыв или послание к единству; взаимодействие и нахождение рядом.
- Оукъ – чувственность, предчувствие; сила намерения, твёрдые устои и чистые помыслы.
- Фѣртъ – благородство и чувство гордости и значимости.
- Хѣръ – гармоничное взаимодействие всего в этом мире; равновесие.
- Отъ – достижение предела и открытие за ним чего-то нового; умение довести дело до конца, выполнить задачу и получить результат.
- Ци – формирование и достижение цели; целеустремленность.
- Чєрвль – значение первозданной красоты; красный; грань, рубеж, черта.
- Ша – умение взаимодействовать с пространством и временем; тишина и покой; простор и ширь.
- Шта – неопределённое состояние и разнообразие; плотность и защитная форма.
- Єръ – творческий процесс, сотворение в действии; твёрдость.
- Єры – совместный творческий процесс; создание и познание чего-то вместе с близкими по духу людьми; множественное действо.
- Єрь – уже созданное творение; существующая жизнь, данная Богом.
- Ять – гармония и связь между небесными и земными структурами; жизнь на Земле в сочетании с духовным развитием и познанием основ мироздания Вселенной.
- Юнъ – движение вне основного потока; прикосновение к тому, что находится за пределами определённого круга вещей.
- Арь – однородное пространство; чувство единения; образ одного рода.
- Эдо – форма познания и прикосновение к истокам.
- Омъ – творчество и созидание; посветление, сияние; продолжение существования и движения.
- Єнъ – восприятие образов; образное мышление.
- Одь – переданная по наследству богатая мудрость и опыт предков; то, что необходимо преумножить и передать потомкам; правота, близость, согласие.
- Ёта – познание; передача знаний через образное мышление; взаимодействие с мирозданием.
- Ота – неприятие неизвестного, но существующего; отказ от неприемлемых нам действий и привычек; трезвое сознание.
- Кси – духовность; необходимые качества для познания и стремления к чему-то.
- Пси – душа и всё, что связано с ней; открытость к новым знаниям, душевность.
- Фита – единство духа; слияние с миром и природой.
- Ижица – движение; состояние гармонии и благости; счастье от пребывания в этом мире.
- Ижа – умение работать с временными стихиями; краткость.
В следующем номере мы более подробно поговорим о забытых буквах азбуки, выясним, что они значат и как, читая их, можно узнать об устройстве общества и мироустройстве.
Подготовила Надежда Анучина