Слова-перевёртыши и фразы-оборотни

Существует такой феномен как слова-перевёртыши и фразы-оборотни. Официально их зовут палиндромы, что в переводе с греческого означает «бегущий назад», «двигающийся обратно». Палиндром пишется и звучит одинаково во всех направлениях. Интересно, откуда так повелось и с какой целью?

Представьте, что археологи откопали плиту с надписью на неизвестном языке, которая полностью не сохранилась и содержит повреждения в виде пробелов в словах – отсутствие некоторых букв. Понять, что там написано невозможно, но вскоре специалисты видят, что каждое слово состоит из двух зеркальных половин, точных копий друг друга. Тут же срабатывает механизм восстановления текста. В этом и заключается мощная сила палиндрома.

Палиндрому в глубокой древности приписывали сакральный характер. В него складывались целые фразы, используемые в заклинаниях и молитвах. А всё потому, что палиндром – свойство фракталов, кристаллов и живой материи. Способность самокопирования лежит в человеческой природе глубоко на генетическом уровне. Даже молекулы ДНК обнаруживают палиндромные элементы. Весь мир представлен палиндромом.

Примеры простых слов палиндромов: казак, кабак, шалаш, шабаш, потоп, топот, дед, поп, оно, тут, пуп, ищи, мадам, летел, комок.

Потерянные единство и знания

Существует теория, согласно которой все языки сейчас находятся в стадии нарушенной гармонии. Раньше все слова были палиндромами. Пространство и время сами по себе симметричны. Как вы знаете из библейского мифа, единая речь была разделена на разные языки, чтобы люди перестали понимать друг друга. Это проявляется и в отражении речи, её направлении при письме и чтении. Палиндромы могут быть ключом к пониманию единого праязыка и универсального знания. Но запутывание зашло так далеко, что некоторые слова, которые читаются справа налево, теперь пишутся слева направо, что способно и дальше уводить от понимания друг друга, и наоборот – являться подсказкой.

Например, в Индии, где часть населения сохранила воспоминания о гоях и русах, из-за существовавшего влияния восприятия текстов справа налево, остались такие упоминания о них как йоги (гой – йог) и суры (сур – рус). Примерно также перевернули и Рим в мир.

Палиндромы встречались на найденных сосудах, вазах и других предметах сферической формы, где надпись-перевёртыш можно было прочесть, поворачивая «тело вращения» в любую сторону. Палиндромы помещались на порталах домов и храмов, на фонтанах и надгробиях. Они воспринимались символом вечности, бесконечности, знаками которых считались кольцо или горизонтальная восьмёрка – два кольца, лента Мёбиуса.

С ног на голову

Кадуцей как символ движения энергий в разные стороны

Древнееврейский и древнегреческий, арабский и латинский языки отличаются не только начертанием букв, но и направлением письма: слева направо или справа налево, сверху вниз или снизу вверх. Словно вихрь энергии мысли витает в разных направлениях, сохраняя равновесие жизни.Иногда происходит и смешение способов письма: например, в церковно-славянских надписях на иконах и росписях встречаются вертикальные столбцы в одну-две буквы.

Среди известных языков, использующих противоположные направления письма, слева направо читают и пишут на латинице и кириллице, а справа налево, например, на арабском, иврите и персидском.

Вертикальное письмо характерно для языков Восточной Азии. Древние китайские, корейские и японские тексты записывались в виде вертикальных колонок, идущих справа налево. Сегодняпод влиянием западных языкови на Востоке чаще пользуются горизонтальным письмом слева направо.

Палиндромы встречались на найденных сосудах, вазах и других предметах сферической формы, где надпись-перевёртыш можно было прочесть, поворачивая «тело вращения» в любую сторону.

В греческих надписях направление письма разнится: слева направо, справа налево и некоторое время сохранялась особая манера записи текста с попеременным движением – бустрофедоном, где направление чередуется в зависимости от чётности строки. Способ записи с таким названием образовался от слов «путь быка» от гр. bus– бык и strepho– поворачиваю, так как он напоминает движение пахаря и быка с плугом на поле.

При перемене направления письма буквы писались зеркально. Бустрофедон встречается в памятниках протоармянского, южноаравийского, этрусского, малоазийских и других видов письма. Египетские иероглифы писались тоже то слева направо, то справа налево.

Староуйгурское письмо и его потомки уникальны тем, что пишутся сверху вниз слева направо; это возникло от «семитского» направления, с поворотом страницы на 90° против часовой стрелки, чтобы соответствовать вертикальному направлению китайской письменности.Некоторые письменности на Филиппинах и в Индонезии традиционно написаны строками, исходящими от автора, снизу вверх, но читаются горизонтально слева направо. Kулитан – другое филиппинское письмо – пишется сверху вниз и справа налево. Огамическое письмо древних кельтов и пиктов пишется слева направо или снизу вверх. В древнеливийском письме (известном также как нумидийское и ливийское) практиковалось уникальное направление: справа налево, снизу вверх.

Самый известный древний палиндром

Самый известный издревне палиндром

Палиндром «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS»датируется по официальным данным IV в. нашей эры. Он является не просто фразой в одну строку, но и уникальным «магическим квадратом», наглядно иллюстрирующим все системы письменности, в том числе и китайскую.

Его можно прочесть четырьмя способами: горизонтальными рядами слева направо и сверху вниз, рядами справа налево и снизу вверх, вертикальными колонками слева направо и, наконец, вертикальными колонками справа налево и снизу вверх.

Чаще всего слова палиндрома переводят с латинского следующим образом:

sator – сеятель, землепашец;

arepo – выдуманное имя либо производное от arrepo (в свою очередь от adrepo, «я медленно двигаюсь вперёд»);

tenet – держит, удерживает;

opera – работы;

rotas – колёса или плуг.

В законченном виде фраза звучит приблизительно так: «Сеятель Арепо с трудом удерживает колёса» или «Сеятель Арепо управляет плугом (колёсами)».

Загадочная надпись в Аббатстве Капестрано, Италия

Квадраты с «сеятелем Арепо» высекались на стенах храмов и дворцов, а перейдя в средневековье, они попали на фасады некоторых христианских церквей.

Пытаясь разгадать таинственный смысл фразы, ранние христиане обратили внимание, что фраза также является анаграммой – словом или словосочетанием, образованным путём перестановки букв, составляющих другое слово. При перестановке её букв дважды (с единственной «N») получается выражение PATER NOSTER, в переводе с латинского означающее «Отче наш» – название одной из основных христианских молитв.

Анаграмма в виде креста «Отче наш»

Оставшиеся буквы «A» и «O» символизировали «альфу и омегу» – аллегорию, с которой сравнивает себя Господь в Откровении Иоанна Богослова. Обыкновенно слова PATER NOSTER изображали в виде греческого равноконечного креста, а «A» и «O» попарно помещали на его окончаниях либо в промежутке между лучами.

Магия обратного чтения

Приведём примеры использования рассмотренного палиндрома в произведениях искусства. Слова «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» звучат в теме нечистой силы под музыку Игоря Корнелюка в телесериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» 2005 года.Также слова «SATOR AREPO TENET» на три голоса произносят сатиры в момент «посвящения» Маргариты перед балом ста королей.

Кадр из Мастера и Маргариты

Магический квадрат изображён на могиле австрийского композитора и дирижёра Антона Веберна. При жизни известный представитель Новой венской школы неоднократно обращался к этой загадочной форме, начертив её в эскизах «Концерта для девяти инструментов, ор. 24» и цитируя в своих лекциях и книге «Путь к новой музыке».

Композитор и дирижёр Антон Веберн

В статье Валентина Хромова «Бегущий назад» в журнале «Наука и жизнь» (№ 7, 1966 г., с.74-77) сообщается об однокашнике Николая Гоголя по Нежинской гимназии Платоне Лукашевиче, написавшем трактат о «перевертнях», «в котором рассматривал всю историю развития языка через чародейственную силу анаграммы-перевертня». В книге Светланы Гончаренко «Зеркальная симметрия в музыке» уточняется, что Лукашевич практиковал «чаромантие» или «обратное чтение коренных слов» в древних и новых языках народов Европы для выявления в них «скрытого смысла и значения» предмета. Любопытно вспомнить, пишет Хромов,что повесть «Нос» Гоголя первоначально называлась тоже наоборот – «Сон».

В суевериях язычников и христиан палиндром ассоциировался с восточной магией из-за способа чтения. И вообще, кстати, повсеместно бытовало представление, что для того, чтобы вызвать дьявола, достаточно прочитать «Отче наш» задом наперёд. Это делает, например, колдунья, наводя порчу в романе Чарльза Диккенса «Холодный дом» или у Марка Твена в «Приключениях Тома Сойера».

Подготовила Вера Преображенская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше