В сентябрьском номере «ТиЯ» мы с вами разбирали, как проходит адаптация детей к детскому саду и школе, как легко и правильно дети могут влиться в новые этапы жизни. И роль родителей в этом очень велика. Но вот наступает тот момент, когда школа окончена и на носу новая серьёзная взрослая жизнь: высшее учебное заведение, поиски работы, себя, построение взрослых отношений, семейная жизнь, в конце концов. И с одной стороны, это естественно и, кажется, что ничего тут трудного нет, все через это проходят, но не все справляются с трудностями, которые иногда встают на пути.
К сожалению, не всем нравится образование, которое получили, не всегда удачно находится работа, не всегда она по душе, а иногда, бывает, возникают трудности в коллективе или с начальством. Ну а про самостоятельную жизнь, где нет по близости мамы и папы, которые чуть что бегут на помощь, вообще можно рассуждать часами. Но! На самом деле, большинство людей благополучно справляются со всеми этапами адаптации в жизни, но дополнительные знания и понимания не помешают.
Чтобы «вышка» далась легко
Для начала разберёмся, как же верно адаптироваться к высшему учебному заведению, ведь школа и вуз кардинально отличаются друг от друга.
Вспомним также, что такое адаптация. Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Адаптация позволяет человеку приспособиться к новым условиям, а также сформировать другие новые способы поведения для успешной деятельности и преодоления возникающих трудностей. Эти новые поведенческие привычки носят индивидуальный характер и формируются по мере накопления и совершенствования опыта.
Если адаптация не проходит успешно, то личность постоянно испытывает дополнительные трудности в деятельности или в освоении предмета.
Первый курс для студента может стать либо точкой опоры, либо привести к изменению поведения, деформациям в общении и обучении. Именно на первом курсе обучения в вузе формируется отношение человека к учёбе, продолжается «активный поиск себя», складывается его отношение к будущей профессиональной деятельности. И даже те, кто окончил среднюю школу на «отлично», не сразу обретают уверенность в своих силах на первом курсе.
Успешность адаптации в вузе зачастую влияет на дальнейший ход профессиональной деятельности человека.
Сложность адаптации состоит в том, что:
- меняется социальное окружение;
- возникает необходимость принятия решений, связанных с выбором будущей профессии;
- возникает тревога по поводу правильности сделанного выбора;
- новые условия социальной жизни.
С получением статуса студента молодым людям приходится сталкиваться с рядом таких трудностей, как иная система обучения, взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), социально-бытовые проблемы, недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни. При этом усиливаются противоречия и возникают новые трудности в самооценке, становлении самосознания и формировании своего «я».
Первые признаки трудной (неуспешной) адаптации:
— усталость;
— снижение работоспособности;
— сонливость;
— частое подавленное настроение;
— головные боли;
— повышение уровня тревожности;
— заторможенность или, наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся плохой дисциплиной, систематическим невыполнением домашних работ;
— постоянные пропуски занятий, потеря мотивации учебной деятельности.
В самом начале студенческой жизни адаптироваться помогают кураторы и психологи, люди, которые объясняют правила вуза, некоторые его особенности, задачи; вовлекают в досуговую деятельность института, чтобы скорее помочь познакомиться и адаптироваться в микросоциуме.
С этой целью проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, различные мероприятия, например, день первокурсника, концерты, КВН и т.д. Обычно такая работа, проводимая с пониманием важности этих мероприятий, в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом, даёт ощутимые результаты и примерно к концу первого полугодия заметно снижается тревожность у студентов первого курса. Далее студенты могут объединяться в малые группы по интересам, что тоже помогает успешной адаптации.
Что нужно «проработать» на работе
После окончания вуза вы начинаете искать работу. И вот счастье, вы её нашли! Все родные и близкие за вас искренне рады, возлагают большие надежды, поздравляют вас. Вы думаете, что все сложности позади, но не всегда это так. Для многих освоиться на новом месте работы не такая уж и лёгкая задача.
На самом начальном этапе уже можно избежать дальнейших недопонимания и трудностей. В начале собеседования уточните у руководителя все интересующие вопросы: это не зазорно узнать, что вас ожидает. Выясните, что принято в компании, каков корпоративный стиль и что ожидают от кандидата. Также обязательно надо узнать, по каким причинам появилась вакансия, и в случае, если это было увольнение работника, спросить, по каким причинам не подошёл предыдущий кандидат. Ответ на данный вопрос расставит все точки над «i» как для кандидата, так и для работодателя.
Например, в компании, куда вы устраиваетесь работать, периодически, по настроению руководителя, вводится ненормированный рабочий день, но в условиях изначально об этом не сказано. А вам очень важен нормированный график, так как, например, надо забирать из детского сада ребёнка или у вас тренировки по расписанию, да и просто потому, что вы специально искали работу именно с таким графиком. Поэтому важно на этапе собеседования обсудить данные моменты и решить, стоит ли устраиваться на это рабочее место или искать другие варианты.
Во многих компаниях принято назначать наставника для новичков. Если в компании, куда вы устраиваетесь, это не принято, то обязательно выясните у вашего непосредственного руководителя, к кому уместно обратиться в случае какого-либо затруднения.
Ещё немаловажным фактором для удачного и спокойного прохождения вашего испытательного срока является ваше точное знание, что от вас хотят увидеть. Таким образом, вы уже можете запланировать для себя выполнение этих задач. Чёткое знание того, что от вас хотят, уменьшает вашу естественную тревожность при адаптации.
Планируйте свой день. Попросите руководство расставить для вас приоритеты в задачах. Если задача глобального характера, раздробите её на несколько подзадач. Напишите для себя список действий, необходимых для выполнения этой задачи, их последовательность и время исполнения. Все эти действия помогут вам не «потонуть» в объёме новой информации и требований к вам.
Эти нехитрые правила помогут вам успешно пройти период адаптации и стать частью коллектива на новом месте работы.
И ещё важно учесть все детали в самый первый рабочий день:
1. Необходимо знать время начала рабочего дня, имя и местонахождение сотрудника, к которому вам надо обратиться.
2. Продумайте одежду.
3.Заранее выясните маршрут поездки на работу.
4. Захватите бутерброды или ещё что-нибудь, чтобы перекусить в обеденный перерыв.
5. Внимательно выслушивайте инструкции.
6. Выясните расположение служебных помещений, туалетов, столовой.
7. Проявляйте интерес и задавайте вопросы.
8. Позаботьтесь о своём здоровье и безопасности в первые дни работы.
Тест
«Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»
Ответьте искренне «да», если вы согласны с приведёнными утверждениями, или «нет», если не согласны.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актёр.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убеждён.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Ключ к тесту
Начислите себе по одному баллу за ответы «нет» на 1, 5 и 7-й вопросы; «да» – на все остальные вопросы. Подсчитайте сумму баллов.
До 3 баллов. У вас низкие коммуникативные качества. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов. У вас средние коммуникативные качества. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими, выстраивая свою линию поведения.
7–10 баллов. У вас высокие коммуникативные качества. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Надежда Исаева, психолог