Адаптация ребёнка – экзамен для родителей

С самого рождения мы привыкаем к новым условиям жизни. Изначально малыш растёт, развивается и живёт в животе у мамы, ему там комфортно и хорошо, но затем приходит время появиться на свет, и малышу приходится привыкать к новым условиям жизни, к новой среде.

По мере взросления ребёнку предстоит проходить всё новые и новые этапы развития, становления личности, а также новые условия среды, такие как различные малые группы, где готовят деток к детскому саду, затем сам детский сад, секции по спорту, в конце концов, школа. И к каждому надо привыкнуть, приспособиться. Этот процесс и есть адаптация. Мы сталкиваемся с ней на протяжении всей жизни, когда устраиваемся на новую работу, меняем место жительства, выходим замуж/женимся и так далее.

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Проще говоря, адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом. И адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Садик: спокойствие, только спокойствие

Сложности с адаптацией в детском саду бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно. И взрослому важно это осознать. В помощь – несколько подсказок:

Обучение самостоятельности

1. Готовьтесь к детскому саду заранее.

Начинайте жить по режиму, который имеется в детском саду. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, к людям, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Момент прощания в детском садике

2. Правильное знакомство.

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределённости. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Начинаем посещать детский сад не сразу.

Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:

1-я или две недели – ребёнок остаётся до обеда;

2-я или 3-я недели – ребёнок остаётся на сон;

3-я или 4-я неделя – ребёнок остаётся на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу.

Подсказки для родителей

  • Как правило, ребёнку трудно сразу же на долгое время отпустить родителя, поэтому в первые дни родителям могут разрешить находиться по близости, например, в раздевалке, куда может выйти ребёнок, тем самым снижается уровень его тревоги.
  • Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого – сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому всё-таки заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин).
  • Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. И постарайтесь не опаздывать.
  • Будьте готовы к рыданиям при расставании. Слёзы при разлуке – это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.
  • Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал. Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите.
  • Слёзы при расставании могут быть и очень долго – месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит, процесс привыкания идёт как надо.

4. Как правильно забирать из детского сада.

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он «стал большой» и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте и о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: отложите вечерние походы в театр, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Дети в коллективе детского сада

Ребёнка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребёнок усвоил правила поведения в детском саду, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребёнку психологически комфортно пребывание в детском саду.

Учат в школе, учат в школе…

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. Если до школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми, прогулками, дневным сном и неспешным режимом дня, то в школе всё иначе. Новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых двух недель до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и степень его подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость.

Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Но к успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.

  • Лень.

Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или сделать что-то неправильно. Лень может быть и следствием избалованности.

Избавиться от неё можно систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.

  • Продуктивная деятельность на низком уровне.

Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Решить это можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.

  • Баловство и непослушание.

Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. В данном случае негативное внимание, но все же внимание.

В школе сложно

Решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным педагогом.

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит. Значит, он успешно занял своё место в кругу соучеников.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

— Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные моменты. Но при этом он понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.

— Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.

— Появились новые друзья, о которых школьник часто рассказывает.

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит.

— Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.

— У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой: застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь взаимодействовать с взрослыми.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить всё время возле телевизора, телефона или планшета. Детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Успешная адаптция к школе

Что делать, чтобы время адаптации прошло без особых сложностей:

— Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.

— Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.

— Не сравнивать его учёбу с успехами других детей.

— Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.

— Не предъявлять повышенных требований.

— Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Школьная адаптация – сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель в свою очередь должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы. Таким образом, совместными усилиями этот непростой период будет преодолён.

Надежда Исаева, психолог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное