В ту давнюю эпоху, когда люди не знали письменности, они всё же умели рисовать. И хотя на наскальную живопись и специфические скульптуры древних смотрят порой как на бестолковые детские рисунки, смысла в этих работах гораздо больше, чем может показаться. Особенно если учесть, что человек рисовал то, что видел вокруг себя.
Открытки из прошлого
Петроглифы (так на профессиональном языке археологов именуют наскальные изображения) находят на планете повсеместно – они есть и на ледниковой Аляске, и в горах Австралии, и даже на самых крохотных островах, где когда-либо обитали человеческие племена. Самому древнему изображению из найденныхна данный момент –45 тысяч лет. Стабильная температура и влажность в пещерах, отсутствие контакта с людьми и долговечные материалы для живописи сохранили наскальные рисункидля нас почти в нетронутом состоянии. Вот почему сегодня многие такие пещеры пришлось закрыть для посещения туристами – древние граффити начали разрушаться под воздействием дыхания многочисленных посетителей.
В отличие от более поздних произведений искусства установить авторов наскальной живописи практически невозможно. Всё, что могут учёные, – приблизительно определить, какой народ обитал в данном районе, да и то не всегда получается.
Наскальных рисунков в мире миллионы, их создавали в разные исторические периоды, на каких-то территориях древние художники творили охотнее, чем на других. Часто истёршиеся изображения через десятки лет вновь обновляли, и едва ли можно относиться к ним столь же небрежно, как к нашим собственным каракулям на листках бумаги, начерченным во время скучных лекций или совещаний. Нет, это был своеобразный язык –послание, «открытка» для будущих поколений.
Барельеф из индийского храма поражает воображение: на нём с точностью до деталей изображен современный велосипед и его владелец, с удовольствием крутящий педали.
Большая часть наскальных рисунков не интригует зрителя: это сцены охоты, явления природы, солнце, луна, примитивные штриховые человечки в разных позах, отпечатки ладоней рук.Но встречаются и нетипичные образы, выбивающиеся из общей картины. И что удивительно – они не единичны, повторяются в разных культурах, на разных территориях, в разные исторические периоды. Этому есть два объяснения: скептики скажут, что древний художник всего лишь допустил нелепые ошибки, а любители тайн и загадок увидят в этих рисунках космические скафандры, пришельцев и современную электронику.
Например, на территории долины Валь-Камоника в Италии до наших дней сохранилось около трёхсот тысяч изображений, нанесённых на скалы и каменные глыбы. Учёные датируют их возраст 5–10 тысячами лет. На этих рисунках можно увидеть существ с будто светящимися нимбами вокруг головы, а сами фигуры кажутся парящими. Но это не христианские мотивы – откуда им взяться в ту эпоху?
Аналогичные фигуры с нимбами находят и на африканских скалах. А от древнего племени айнов, населявшего территорию Дальнего Востока и Японских островов, остались уникальные керамические статуэтки «догу». Если подключить фантазию, они покажутся удивительно похожими на космонавтов в полном облачении. Все детали орнамента статуэток напоминают сложное техническое оборудование.
А во французской пещере Нио можно увидеть изображение НЛО. А на что ещё похож диск с точечками внизу? Неужели человечество изобрело и зарисовало шляпы в 1З000–10000 летдo нашей эры?Hecкoлькoпpeдмeтoв в фopмeдиcкaмoжнoувидeтьи нaпeщepныxpиcункax в Taнзaнии, происхождение которых датируют 27000 летдo нашей эры.
От велосипеда до космолета
Чем дальше шло развитие человеческих цивилизаций, тем больше странных символов возникало в живописи и архитектуре.
«В Египте солнце всегда изображали с крыльями, этот же символ использовался и в древнем Вавилоне, а ещё раньше у шумеров, –рассказывает швейцарский писатель и кинорежиссёр Эрих фон Дэникен. – Позже цари древних цивилизаций повелевали изображать себя с крыльями. Конечно, никто не верит всерьёз, что они умели летать. Но для чего тогда возникла традиция изображать солнце, а позже и верховных правителей, с крыльями и различными атрибутами полёта?»
Барельеф из индийского храма Панчаварнасвами поистине поражает воображение: на нём с точностью до деталей изображен современный велосипед и его владелец, с удовольствием крутящий педали. При этом храм был построен 2000 лет назад! А ведь велосипеды, насколько нам известно, изобрели в XIX веке.
Эрих фон Дэникен обращает внимание на барельеф в Храме надписей в Паленке (Мексика), нанесённый на надгробную плиту великого индейского вождя Пакаля. На изображении можно увидеть человека, сидящего словно на мотоцикле, перед лицом у него некий прибор, одной рукой он нажимает будто бы на кнопку, а другой крутит какое-то устройство. Позади человека (или самого Пакаля) видны языки пламени. Разве не напоминает нам это описание современных лётчика или космонавта, сидящих в кабине воздушного судна?
«Понимаете, у древнего человека просто не могла быть настолько развита фантазия. Все эти артефакты – статуэтки и наскальная живопись – не плод воображения примитивного человека, а попытка скопировать увиденное», – считает исследователь культуры древнего мира Майкл Кремо.
Пещерные галлюцинации?
Исследователи всего необычного часто подчёркивают разницу между уровнем развития наших далёких предков и технологической сложностью некоторых обнаруженных артефактов и изображений. Как будто это предметы из другого мира, случайно попавшие в руки людей.
«Что за умственные выверты привели индейцев майя к составлению карты неба, но не позволили им дорасти до принципа колеса. Считать миллионами, но не уметь взвесить мешок кукурузы?» – удивлялся английский археолог Джон Эрик Томпсон.
Есть мнение, что знаменитую «Книгу мёртвых» создали вовсе не древние египтяне – она досталась им от другой, более развитой цивилизации, существовавшей на севере Африки в незапамятные времена. Так и Баальбекское святилище в Ливане возвели не древние римляне. Они всего лишь использовали «бесхозную» каменную платформу, на которой возвели небольшой храм Юпитера. А вот кто сложил в единую плиту блоки весом в 800 тонн каждый, без всякого раствора, идеально подогнав их друг к другу, остаётся загадкой.
Может быть, авторы этих технологий просто находились «за кадром»? Наши предки не знали фотографии и видеоизображений и не могли задокументировать увиденное.
Впрочем, у скептиков есть и другое объяснение. Сторонники самой распространённой теории считают, что наскальная живопись была магическим ритуалом. Древние люди будто бы полагали, что если проткнуть бизона копьём на рисунке, то так произойдет и в жизни. А там где магия, совершенно органично смотрятся и духи, и существа с непонятными нимбами.
Новую гипотезу представили исследователи из Университета Тель-Авива в Израиле. Они считают, что огонь факелов, которые древние люди использовали для освещения своих домов в пещерах, усиленно выжигал кислород. А при его нехватке работа мозга ухудшалась, возникали галлюцинации.
Учёные обратили внимание на то, что чаще всего наскальные рисунки находятся в сотнях метров от входа в пещеры, либо в труднодоступных местах, куда удаётся попасть только через узкие проходы. А именно в таких закутках кислорода оставалось меньше всего.
Естественная концентрация кислорода в атмосфере составляет 21 процент. Учёные построили компьютерные модели пещерных «апартаментов» и измеряли скорость расхода кислорода при разных сценариях движения. Оказалось, что в залах с небольшой высотой проходов уже через два часа горения факелов концентрация кислорода падает до 11 процентов.Гипоксия начинает развиваться уже при 18 процентах, а при 9,5 процента человек теряет сознание.Альпинисты и аквалангисты рассказывают, что в таких случаях возникают ощущение полёта, эйфория, спутанность сознания. Мы знаем также, что знаменитые дельфийские оракулы в Древней Греции делали предсказания под воздействием паров газа, выходящих из расщелины вблизи храма.
Почему древние люди выбирали для творчества именно пещерные закутки? Израильские исследователи уверены: как раз потому, что там их посещали галлюцинации. Художники получали уникальный опыт вхождения в изменённое состояние сознания, а позже утверждали, что установили «связь с духами». Поэтому такие помещения в пещерах начинали считать священными, там проводили религиозные ритуалы. И опять же в условиях гипоксии люди теперь уже массово впадали в транс.
И всё же, какой бы складной и логичной не казалась эта теория израильских исследователей, надо вспомнить вот что. Первые наскальные изображения удалось открыть лишь в конце XIX века. И тогда учёные долго отказывались верить, что рисунки действительно созданы в эпоху палеолита (от 2,6 миллиона лет до 10 тысяч лет до нашей эры), потому что это открытие переворачивало с ног на голову всю картину мира и противоречило представлениям о древних людях и их когнитивных способностях. И только в ХХ веке, с появлением новых технологий исследования, все сомнения отпали. Так, может быть, мы и сейчас знаем слишком мало?
Подготовила Елена Шумовская