Не роскошь, а легенда: удивительные суперкары ХХ века

Современные автомобили надёжны, быстроходны, симпатичны, достаточно безопасны для водителя и пассажиров, но кое-чего они всё же лишились – романтики и жажды приключений. Инженеры прошлого конструировали свои изобретения не ради наживы, а ради покорения новых горизонтов. Иногда их суперкары получались очень уж странными, но зато они останутся в веках.

Самая уродливая машина всех времен

Такой неофициальный, но весьма обидный титул получил автомобиль Aurora 1957 года выпуска, собранный Альфредом Джулиано. Интересно, что по профессии он был не инженером, а священником, но инструменты в руках держать умел и капитально переделал взятый за основу Buick. Дизайн Aurora, действительно, впечатляет: вы видите то ли самолет на колесах, то ли приземлившуюся инопланетную тарелку. Однако «изюминка» не в этом! Альфред Джулиано одним из первых обратил пристальное внимание на безопасность автомобиля, о чём до 50-х годов заботились мало.

Многое из того, что священник придумал и реализовал в своей «ласточке», сегодня является нормой автомобилестроения. Например, ремни безопасности, каркас безопасности, брусья боковой защиты, заполненные пеной бамперы, мягкая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка, складывающаяся в случае аварии. Запаску Джулиано поместил в передней части автомобиля для максимального смягчения удара, а лобовое стекло выгнул так, чтобы водитель и пассажиры имели минимальный шанс столкновения с ним.

Самой странной, почти сумасшедшей идеей автора стало решение изготовить автомобиль из двух частей – наподобие поезда из нескольких вагончиков. Дело в том, что Джером больше всего боялся лобовых столкновений

К сожалению, эти новаторские идеи создатель Aurora не смог сочетать с красивым дизайном, поэтому машина получилась несколько нелепой. Говоря по справедливости, гениальный механик и не обязан быть великолепным художником – это совсем разные ипостаси. К тому же, Джулиано собирал авто не на заводе, а в собственном гараже.

Впрочем, ещё больше, чем дизайн, покупателям не понравилась цена автомобиля. На создание суперкара ушло 30 тысяч долларов – просто гигантская сумма по тем временам. Для сравнения люксовый Cadillac Eldorado Brougham стоил 13 тысяч долларов. Aurora и сама как будто предчувствовала провал презентации – по пути на мероприятие случилось 15 поломок! Бедному священнику так и не удалось найти инвесторов, да ещё его обвинили в присвоении церковных денег и лишили сана.

Аврора

Но один человек всё же влюбился в Aurora: в 1993 году машину нашёл, выкупил и отреставрировал британский механик Энди Сондерс. Чудо-техники ему продали всего за 1500 долларов. Обновлённая Aurora выставлялась в нескольких музеях мира, теперь она не «уродина», а раритет.

Автомобиль-поезд

Если вы считаете, что Aurora и впрямь некрасива, вам стоит увидеть автомобиль SirVival, созданный Уолтером К. Джеромом всего годом позже. Название автомобиля – это игра слов, в основе которой английское существительное «survival», то есть «выживание».

Джером так же, как и Джулиано, был озабочен безопасностью на дорогах, анализировал статистику ДТП в США. И в его автомобиле мы тоже встречаем ремни безопасности, мягкий салон, встроенные дуги безопасности. Одно из нововведений Уолтера– резиновые бамперы по всему периметру авто, защищавшие SirVival при столкновениях на малой скорости.

Sir Vival

И все же самой странной, почти сумасшедшей идеей автора стало решение изготовить автомобиль из двух частей – наподобие поезда из нескольких вагончиков. Дело в том, что Джером больше всего боялся лобовых столкновений. Он рассудил, что в этом случае основной удар возьмёт на себя первая часть машины, где находились двигатель и передние колеса, а вторая часть с пассажирским салоном останется нетронутой. А ещё Джером сделал для водителя специальную башню (и это уже напоминает танк) с приподнятым сидением и обзором в 360 градусов.

Уолтер К. Джером оказался лучшим менеджером, чем Альфред Джулиано: его машина не провалилась на презентации, но и восторженных откликов не снискала. На всех выставках, где она экспонировалась, особенно подчеркивались характеристики безопасности, а про внешний вид критики старались высказываться максимально нейтрально. Однако SirVivalне принесла коммерческого успеха, и тоже из-за цены. Автор предлагал продавать машины по 10 тысяч долларов, но американцы предпочитали покупать более дешёвые, хотя и менее безопасные модели.SirVival так и остался штучным экземпляром.

«Машина времени»

DeLorean DMC-12, наоборот, можно считать самым культовым автомобилем всех времен и народов – именно его вы видели в знаменитой трилогии «Назад в будущее» в роли «машины времени», построенной Доком Брауном. Реальный создатель автомобиля – Джон Захария Делориан – не менее легендарная личность, но уже в отрасли машиностроения. И всё же это не спасло его от провала.

Делориан сделал головокружительную карьеру, пройдясь буквально по всем автогигантам Америки: начинал в Chrysler, затем перешёл в GeneralMotors, потом поработал в Pontiac, создав легендарный автомобиль Pontiac GTO. За это его пригласили в General Motors уже в качестве вице-президента. Но тут Джон выкинул коленце – написал книгу, где едко высмеял своих же работодателей за бюрократию и прочие недостатки. И, конечно, был немедленно уволен. Тогда Делориан решил основать компанию имени себя и конструировать автомобили самостоятельно.

Джон Делориан

В 1981 году на свет появился DeLorean DMC-12, созданный Джоном совместно с Джорджетто Джуджаро, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия. Главные черты суперкара – двери, как «крылья чайки», и наружные панели из нержавеющей стали, благодаря которым машина не боялась коррозии и не нуждалась в покраске. Автомобиль получился настолько стильным, что компания сразу получила 4 тысячи заказов.

Однако блестящую судьбу DeLorean DMC-12 в пух и прах разбили коммерческие и организационные проблемы. Ради экономии машину собирали в Великобритании, а там не хватало квалифицированных рабочих, и продукт выходил некачественным и ненадежным. Процент брака был колоссальным! Разоряющуюся компанию предложили спасти… наркоторговцы. Вышло только хуже: через 1,5 года сам Делориан едва не загремел в тюрьму за отмывание денег, а его детище закрылось. На заводе так и не успели сконструировать что-то ещё, кроме DeLorean DMC-12. С конвейера сошло всего 9200 автомобилей.

Делориан

И тут случилось чудо: машину захотели использовать для съёмок нового фильма Роберта Земекиса. Когда в заводскую комплектацию добавили части от кузова Dodge Polaris и «вживили» авиационные детали, даже сами актёры поверили, что перед ними фантастический аппарат. Как выразился в фильме Док Браун, «если уж встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный».

Несмотря на грандиозную популярность DeLorean DMC-12 после выхода «Назад в будущее», автор больше не мог собирать автомобили. Права на марку купила маленькая американская компания, которая надеется возобновить выпуск машины мелкими партиями.

Беги, «Лола», беги

Спортивные автомобили пережили настоящую «революцию» в 60-е годы прошлого века. Одной из машин, которая этому поспособствовала, стала модель Lola Mk6 GT Эрика Бродли. И хотя в гонках необычная машина участвовала с конца 50-х, настоящий триумф у её создателя случился на соревнованиях «24 часа Ле-Мана» в 1963 году. Именно тогда «Лолу» заметила компания Ford, сделав её основой для своего первого гоночного автомобиля.

Лола

Эрик Бродли был самоучкой: несостоявшийся архитектор решил сосредоточиться на конструировании машин. К гонкам 1963 года он занимался этим делом уже 5 лет, а на сам турнир отправился на только что собранном прототипе – еле успел к началу. Правила в те времена были не такие строгие, и неожиданного участника успешно зарегистрировали. Говорят, потому что организаторов сильно удивила конструкция «Лолы». Автомобиль выглядел очень компактным, и при этом за спиной водителя помещалась немаленькая даже по тем временам V-образная «восьмёрка» с 5-литровым двигателем. Крутящий момент был заметно выше, чем у лидеров, да ещё и ёмкость баков оказалась больше разрешённой, и тогда Бродли просто заполнил его пустыми бутылками.

Лола в Ле-Мане

И хотя Lola Mk6 GT гонку не выиграла, на неё тут же положил глаз Ford. Месяцем раньше владелец концерна Генри Форд II поставил сотрудникам непростую задачу: разработать и построить машину, которая уже в следующем году увела бы победу в Ле-Мане из-под носа компании Ferrari (подробнее об этой истории рассказывается в фильме «Ford против Ferrari», который вышел совсем недавно – в 2019 году).

Инженеры знали, что за такой короткий срок им не успеть. Оставалось найти уже готовую конструкцию и довести её до ума. Эрика Бродли купили буквально «с потрохами» – с несколькими построенными экземплярами и обязательством два года работать над новым американским суперкаром. И хотя «Лола» как отдельный автомобиль перестала после этого существовать, она дала начало знаменитой гоночной модели FordGT40.

Подготовила Елена Шумовская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше