В прошлом человечества – тысячи страшных кораблекрушений, но до сих пор многие умы будоражит лишь одно из них: гибель в первом же рейсе громадного и высокотехнологичного «Титаника». Появляются новые версии морской катастрофы– коммерческого характера, но и мистики вокруг английского корабля хватает.
Подмена с «Олимпиком»?
«Титаник» был вторым кораблём в своём классе. На британской верфи специально для компании WhiteStarLineпостроили сначала «Олимпик», а чуть позже заложили «Британник» (первоначальное название «Гигантик»). Все они создавались по единому серийному проекту: должны были иметь в длину 259 метров, в ширину 28 метров и водоизмещение в 52 тысячи тонн. На каждом судне предусматривались места примерно для 2,5 тысяч пассажиров в трёх классах кают. Эти лайнеры должны были стать достойным ответом новейшим кораблям «Лузитания» и «Мавритания», изготовленных для конкурирующей компании CunardLine.
Однако дела у нового проекта сразу не задались. Сначала, в 1911 году, на воду спустили «Олимпик». Уже в пятом трансатлантическом рейсе произошла авария: судно столкнулось с британским крейсером «Хоук», получило большую пробоину и вынуждено было вернуться в порт на ремонт. Из-за этого задержали и сдачу «Титаника», отправившегося в свой роковой рейс лишь в апреле 1912 года.
Вот как раз с «Олимпиком» и связана одна из новых версий гибели знаменитого лайнера. Впервые её выдвинул исследователь Роберт Гардинер,но к сегодняшнему дню, несмотря на отсутствие доказательств, она приобрела множество сторонников. Гардинер предположил, что на самом деле в апрельский рейс вышел не «Титаник», а кое-как подлатанный «Олимпик», и группа заговорщиков, нанятая компанией WhiteStarLine, должна была организовать крушение судна для получения крупной страховой суммы.
Около сотни пассажиров накануне отплытия «Титаника» сдали свои билеты обратно. Интересно, что впоследствии эти пассажиры не смогли объяснить, почему они отказались от поездки.
Дело в том, что столкновение «Олимпика» с крейсером очень дорого обошлось его владельцам. Британское адмиралтейство всячески выгораживало капитана «Хоука» (поскольку являлось собственником корабля), и в конечном итоге виноватым была признана команда «Олимпика». Соответственно, компания WhiteStarLine не получила ни копейки страховых денег. Так что ремонтировать судно пришлось за собственный счёт, из-за чего денег не хватало и на достройку «Титаника». Вот почему его спуск на воду задержали.
Роберт Гардинер уверен, что и в начале ХХ века ради желания получить огромную страховку коммерсанты могли пойти на самые отчаянные действия. И ничто им не мешало поменять на одинаковых кораблях вывеску, занести внутрь мебель из «Титаника». Изначально якобы планировалось устроить взрыв в трюме, но экипаж и сам облегчил задачу заговорщикам, заведя судно в опасную зону айсбергов. Но дальше всё пошло не по плану – корабль стал тонуть слишком быстро. Вероятно, заговорщики рассчитывали на то, что помощь успеет подойти и пассажиры будут спасены.
Версия действительно интересная и логичная, если бы не одно «но». Владельцы внесли ряд улучшений в конструкцию «Титаника» после первых рейсов «Олимпика». Так, слегка изменили планировку помещений, площадь прогулочных палуб, оформили территорию под ещё одно кафе и закрыли часть палубы раздвижными окнами для защиты от непогоды. Кстати,последнее улучшение можно считать главным визуальным различием между «Титаником» и «Олимпиком». Неужели на эту деталь не обратили внимание многочисленные исследователи катастрофы?
Кстати, судьба «Олимпика» оказалась не в пример счастливей: в первую мировую войну он находился на переднем крае, перевозил и гражданских лиц, и военных, четыре раза подвергался атакам подводных лодок (а одну даже протаранил и потопил), но всегда оставался невредимым. В 1935 году судно «списали на берег» и отправили на металлолом. Сегодня детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах британских отелей и ресторанов.
Неудобный пассажир
Циркулирует и ещё одна финансовая версия крушения. Владельца WhiteStarLine Джона П. Моргана называют одним из инициаторов создания Федерального резервного банка США. Многие влиятельные люди начала века выступали против этой идеи. И надо же было так случиться, что на «Титанике» погиб главный оппонент Моргана мультимиллионер Джон Астор IV. В пользу этой версии говорит тот факт, что сам Джон П. Морган в последний момент передумал плыть на «Титанике», хотя забронировал себе каюту. А через год после происшествия был создан Федеральный резервный банк.
Впрочем, внезапный отказ Моргана от поездки хорошо укладывается и в первую версию. Либо бизнесмена спасла обострённая интуиция, либо он обладал какой-то секретной информацией…
Знаки судьбы
Впрочем, увлечённые мистикой люди видят в крушении «Титаника» достаточно зловещих знаков и таинственных совпадений, чтобы не придавать значения коммерческим аспектам. И правда, знаменитый корабль буквально преследовали неприятности! Возможно, историю «Титаника» можно сравнить с библейским преданием о Вавилонской башне, которая должна была продемонстрировать всё величие человечества.
Во-первых, существует легенда о гибели одного или нескольких рабочих, участвовавших в строительстве корабля. Будто бы они оказались случайно замурованными в корпусе, поскольку работы велись в большой спешке. Строители говорили, что несколько раз слышали непонятные стуки из той части корабля, где находилось второе дно.
Во-вторых, американские журналисты писали, что на «Титанике» перевозили прекрасно сохранившуюся мумию египетской жрицы-прорицательницы. Экспонат принадлежал историку лорду Кэнтервилю. Мумия эта якобы приносила несчастья каждому, кто пытался использовать её в своих целях и не хотел захоронить. В прессе сообщалось, что с «Титаника» мумия и его владелец благополучно эвакуировались, но в дальнейшем экспонат «тонул» вместе с кораблём «Императрица Ирландии» в 1914 году. А затем окончательно ушёл на дно вместе с «Лузитанией», потопленной немецкой подлодкой в 1915 году. Страх перед мумией заставлял владельцев избавляться от неё, а на несчастной «Лузитании» её отправили на родину в Египет, чтобы жрица могла упокоиться. Впрочем, вся эта информация публиковалась в жёлтой прессе и не имеет никаких подтверждений.
В-третьих, за 14 лет до строительства «Титаника» в свет вышел роман писателя Моргана Робертсона «Тщетность, или крушение Титана». Выдуманный корабль по сюжету книги погибал как раз от столкновения с айсбергом! Самым удивительным образом совпадают и многие другие факты, касающиеся реального судна. Робертсону удалось предугадать и технические характеристики корабля, и детали внутреннего устройства, и число пассажиров на борту…
Видимо, идея витала в воздухе, поскольку одна из американских поэтесс того времени написала стихотворение о столкновении большого корабля с айсбергом. Что и понятно: тогда корабли были одним из главных средств передвижения, а люди всегда были склонны к созданию ужасающих историй. Сегодня, например, многие писатели эксплуатируют сюжеты авиакатастроф.
В-четвертых, около сотни пассажиров накануне отплытия рейса сдали свои билеты обратно,притом, что шумиха вокруг «Титаника» была невероятная. Интересно, что впоследствии эти пассажиры не смогли объяснить, почему они отказались от поездки.
Лондонский бизнесмен по имени Джон Миддлтон рассказывал, что перед отплытием две ночи подряд видел страшные сны, в которых корабль тонул, а люди барахтались в воде. После чего он и решил отказаться от путешествия.
Были и те, кто по необъяснимому предчувствию сошёл на берег на последней остановке «Титаника» в Куинстауне. Причем среди «беглецов» были даже матросы. Возможно, они увидели, что на судне царит бардак, а капитан и его команда относятся к своим обязанностям халатно?
Спасённые из прошлого
«Титаник» затонул более 100 лет назад, но с ним связаны и мистические истории недавнего прошлого.24 сентября 1990 года в Атлантике, в 340 километрах юго-восточнее Исландии, рыбаки норвежского траулера сняли с айсберга тридцатилетнюю женщину, одетую по моде начала ХХ века. Она назвалась миссис Винни Каутс из Саутгемптона и утверждала, что спаслась с тонущего «Титаника». Женщина с таким именем действительно числится в списках пассажиров, и на момент крушения ей как раз было 29 лет. Однако очень быстро спасённая женщина состарилась и умерла. Врачи не смогли объяснить этот феномен.
Через год почти на том же самом месте подобрали мужчину в униформе пароходной компании WhiteStarLine и со старинной курительной трубкой. Он назвался капитаном «Титаника»Эдвардом Джоном Смитом. Отпечатки пальцев найденного человека будто бы совпали с отпечатками Смита из старых морских документов! Однако всю дальнейшую информацию о спасённом норвежцы засекретили.
А в 1994 году на севере Атлантики выловили 10-месячную девочку, привязанную к спасательному кругу с символикой «Титаника». Однако и этот свидетель ничего не сможет рассказать: девушка выросла и не может ничего вспомнить о приключениях раннего детства.
Но и это ещё не все. Оказывается, суда разных стран периодически получают сигнал бедствия тонущего «Титаника». Такие были зарегистрированы в 1924, 1930, 1936, 1942, 1996 годах. Своё расследование по этому поводу провёл радист американского линкора «Теодор Рузвельт» Ллойд Детмер, получивший аналогичный сигнал SOS в 1972 году. Руководство велело ему не обращать внимание на этот факт – так он и узнал, что сильно запоздавший сигнал с «Титаника» моряки принимали уже не один раз.
Уцелевших пассажиров не стали шокировать кораблём-близнецом
Версия о том, что тонул не «Титаник», а его «старший брат» по образу и подобию которого он строился, имеет ещё один изъян – есть информация, что «Олимпик» и сам в это время был в рейсе.
13 апреля 1912 года «Олимпик» покинул Нью-Йорк. В ночь с 14 на 15 апреля его радист получил сообщение о том, что «Титаник» повреждён. Радист немедленно ответил, что они идут на помощь, однако «Олимпик» был слишком далеко от тонущего брата-близнеца.
К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «МаунтТемпль». «Калифорниэн» не отвечал на сигналы бедствия из-за того, что радист прекратил работу и отправился спать. «Маунт Темпл» был зажат льдом. Поэтому только «Карпатия» пошла на скорости, превышающей допустимую, к месту аварии. Несмотря на это, она добралась только через два часа, после того, как «Титаник» затонул.
«Карпатия» взяла спасшихся с «Титаника» на борт и отправилась в Нью-Йорк. Капитан «Олимпика» предложил пересадить уцелевших на его судно, но капитан «Карпатии» отказался, посчитав, что для пассажиров будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.
Подготовила Елена Шумовская