В погоне за прибылью маркетологи порой пускаются «во все тяжкие». Одной из уловок для привлечения внимания и увеличения продаж является надпись «эко». Ведь экологичным нынче быть модно, ЗОЖ призывает выбирать полезные эко-товары. Потребитель чаще всего из лучших побуждений доверяет и берёт. Но можно ли верить любой такой надписи на упаковке и есть ли знаки качества, которыми подтверждается, что «эко» и правда «эко»?
Волк в овечьей шкуре
Некоторые полки супермаркетов, специальные отделы, а порой и целые магазины сегодня представляют «эко», «био», «органик» товары. Но часто это хитрость производителя, а сам товар не подразумевает того, на что мы надеемся. Когда экологичность стала входить в моду, производители поняли, что «зелёные» продукты лучше продаются.
Однако слово «эко» уместно использовать лишь тогда, когда выполняются три основных правила: безопасное для окружающей среды производство, продукт безопасен для человека, он получен из натурального сырья с минимальным количеством обработки. Бывает, что сам продукт соответствует, но производители для экономии используют упаковку из дешёвого пластика, которая может быть токсичной. Или, например, при производстве водки вроде бы и используется натуральное сырьё, но сам продукт для человека вреден. Порой «экологичные» товары оказываются для окружающей среды и человека ещё вреднее, чем его «не эко» аналоги.
В ряде зарубежных стран введены законодательные ограничения на использование маркировок об экологичности и натуральности, поэтому приставки «eco», «bio», «nature» просто включают в имя бренда или название линейки продукции. Это способ обойти закон, произвести впечатление экологичности и убедить потребителя в натуральности товара. В продаже часто встречаются кремы и шампуни в зелёных упаковках с изображениями листьев и надписями «чистый», «натуральный», «экологичный», «фитотерапия». На деле в составе вполне могут быть парабены, вредные сульфаты и консерванты, а сам продукт может тестироваться на животных, что для настоящих экотоваров недопустимо.
Для тех, кто не знает, вкратце расскажем, что парабены могут привести к сбоям внутренних систем организма, вызывать аллергические реакции и риск развития раковых опухолей. Сульфаты окисляют волосы и кожу, оставляют на них тонкую плёнку, что разрушающе действует на структуру волоса и дермы, вызывает раздражение, сухость и перхоть. Всё это способствует ухудшению состояния волос, старению кожи, реакции с другими косметическими компонентами. А основной вред консерватов – возможные аллергические реакции, образование канцерогенов в организме, а также разрушение или неусвояемость полезных веществ.

Камуфляж знака качества
Некоторые производители и вовсе идут на откровенное враньё, когда маркируют упаковку вымышленными знаками качества и несуществующими экосертификатами. Или если вы видите, что на продукте написано, что он не тестируется на животных, это не значит, что так оно и есть. У товара при таком смелом заявлении может не быть в наличии соответствующего сертификата, подтверждающего этичность. Или это может означать, что тестировался не сам продукт, а ингредиенты, входящие в его состав. Производитель не соврал, но исказил восприятие информации и создал образ экологичного бренда.
Чтобы назвать продукт экологичным, производитель должен это доказать. Для этого нужно пройти добровольную сертификацию. Это подразумевает, что продукт прошёл аудит у независимой организации, которая проверила его на соответствие экологическим стандартам на всех стадиях производственного цикла. Учитывайте и то, что производители могут купить сертификат в какой-нибудь некомпетентной в этом вопросе организации или размещают знак сертификации на упаковке нелегально.

Кстати, известная многим маркировка «Петля Мёбиуса» означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, частично или полностью сделан из вторичного сырья и может быть переработан снова. При этом истинное соответствие заявленным характеристикам не контролируется и остаётся, по сути, на совести производителя.
Кто поможет разобраться
Когда вы видите нарочито показные надписи «экологично», «био» и другие – это прямой повод насторожиться и проверить информацию. Единственным подтверждением экологичности и органичности продукта является наличие авторитетного сертификата, который должен быть признан на международном уровне. На данный момент существует единственная российская сертификация, которую признаёт Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN), – это «Листок жизни».

На сайте российского «листка» ecounion.ru в разделе «Сертифицированная продукция» опубликован список товаров компаний, прошедших данную сертификацию. Если полюбопытствуете, вы удивитесь, насколько их мало!
Чтобы получить такой сертификат, компании должны бережно использовать природные ресурсы и сокращать отходы, использовать системы оборотного водоснабжения и возвращать в производственный цикл возможные для этого отходы и брак. Также необходимо перейти к рациональным моделям потребления и производства, следить за расходами электроэнергии, что является вкладом в борьбе с изменением климата. Обязательным требованием является использование продукции деревообработки из устойчивых источников лесопользования и рекультивирование земли при разработке карьеров для добычи минерального сырья. Это вклад в сохранение экосистем и биоразнообразия. В составе продукции с маркировкой «Листок жизни» не должно быть опасных компонентов, которые могут навредить человеку. Это забота о здоровье и жизни людей.
Часто встречаются кремы и шампуни в зелёных упаковках с изображениями листьев и надписями «чистый», «натуральный», «экологичный», «фитотерапия». На деле в составе вполне могут быть парабены, вредные сульфаты и консерванты.

Вы также можете встретить знак зарубежной сертификации, например, распространённая европейская маркировка «Евролист», обозначающая товары, произведённые по всем нормам и требованиям Европейского Союза к органической продукции.
«Реагируя на повышенный спрос, в розничной торговле стали делать отдельные полки для экопродуктов и запрашивать у компаний сертификаты, подтверждающие экологичность товаров», – говорит директор «Экологического союза» Юлия Грачёва. – Покупателям можно посоветовать обращаться к мобильному приложению Ecolabel Guide – там собраны экомаркировки, заслуживающие доверия».

Продвинутые пользователи смартфонов могут воспользоваться мобильным приложением Ecolabel Guide для распознавания экомаркировки по фото. Так можно убедиться прямо в магазине, настоящий ли перед вами сертификат. Если вы видите знак сертификата, его легко проверить, зайдя на сайт сертификации, где через поиск вы найдёте название компании и её конкретных продуктов.
Помните, что сертификация выдаётся на каждый товар отдельно. Приложение помогает разобраться с экомаркировкой – для этого внутри можно найти целый справочник, и не придётся искать информацию в поисковых системах. Также можно воспользоваться каталогом проверенных эко-продуктов и магазинов, где их продают. Проект создан не только в просветительских целях, но и как противодействие спекуляции на теме экологии.
Всемирный день экомаркировки
С 2018 года во многих странах отмечают День экомаркировки, который инициировала Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN). С 2020 года акция обрела официальный день – второй четверг октября (в 2021 году это будет 14 октября). Она старается привлечь внимание всех неравнодушных потребителей к этому вопросу и научить их отличать истинную экомаркировку товаров от ложных надписей «эко» и ярких зелёных значков.

«Производство, покупка и использование продуктов, которые соответствуют требованиям экомаркировки, помогают развивать ответственное производство и потребление. За маленьким значком маркировки стоит независимая и строгая проверка по экостандартам. Выбирая товары с такой маркировкой, люди стимулируют ответственного производителя», – отмечает Юлия Грачёва, директор «Экологического союза», член совета директоров GEN.
По данным совместного исследования Федерального агентства по окружающей среде и Института прикладной экологии, благодаря экомаркировке в 2018 году только в России не попало в окружающую среду около 332 тонн летучих органических соединений и было сэкономлено 5 млн тонн лакокрасочных материалов.
За тот же год в Индии почти 6,5 млн тонн парниковых газов не попали в окружающую среду благодаря применению экосертифицированного цемента, а Новая Зеландия избежала выброса 21 тыс. тонн углекислого газа за счёт использования экосертифицированной туалетной бумаги. В Китае почти 10 млрд кВт/ч электроэнергии было сэкономлено за счёт продажи и использования экосертифицированной офисной техники.
Благодаря усилиям таких организаций как GEN мы повышаем экологическую грамотность и вместе с ответственными производителями делаем уверенные шаги в сторону заботы о себе и окружающей среде.
Подготовил Марк Покровский