Эко их развелось!

В погоне за прибылью маркетологи порой пускаются «во все тяжкие». Одной из уловок для привлечения внимания и увеличения продаж является надпись «эко». Ведь экологичным нынче быть модно, ЗОЖ призывает выбирать полезные эко-товары. Потребитель чаще всего из лучших побуждений доверяет и берёт. Но можно ли верить любой такой надписи на упаковке и есть ли знаки качества, которыми подтверждается, что «эко» и правда «эко»?

Волк в овечьей шкуре

Некоторые полки супермаркетов, специальные отделы, а порой и целые магазины сегодня представляют «эко», «био», «органик» товары. Но часто это хитрость производителя, а сам товар не подразумевает того, на что мы надеемся. Когда экологичность стала входить в моду, производители поняли, что «зелёные» продукты лучше продаются.

Однако слово «эко» уместно использовать лишь тогда, когда выполняются три основных правила: безопасное для окружающей среды производство, продукт безопасен для человека, он получен из натурального сырья с минимальным количеством обработки. Бывает, что сам продукт соответствует, но производители для экономии используют упаковку из дешёвого пластика, которая может быть токсичной. Или, например, при производстве водки вроде бы и используется натуральное сырьё, но сам продукт для человека вреден. Порой «экологичные» товары оказываются для окружающей среды и человека ещё вреднее, чем его «не эко» аналоги.

В ряде зарубежных стран введены законодательные ограничения на использование маркировок об экологичности и натуральности, поэтому приставки «eco», «bio», «nature» просто включают в имя бренда или название линейки продукции. Это способ обойти закон, произвести впечатление экологичности и убедить потребителя в натуральности товара. В продаже часто встречаются кремы и шампуни в зелёных упаковках с изображениями листьев и надписями «чистый», «натуральный», «экологичный», «фитотерапия». На деле в составе вполне могут быть парабены, вредные сульфаты и консерванты, а сам продукт может тестироваться на животных, что для настоящих экотоваров недопустимо.

Для тех, кто не знает, вкратце расскажем, что парабены могут привести к сбоям внутренних систем организма, вызывать аллергические реакции и риск развития раковых опухолей. Сульфаты окисляют волосы и кожу, оставляют на них тонкую плёнку, что разрушающе действует на структуру волоса и дермы, вызывает раздражение, сухость и перхоть. Всё это способствует ухудшению состояния волос, старению кожи, реакции с другими косметическими компонентами. А основной вред консерватов  – возможные аллергические реакции, образование канцерогенов в организме, а также разрушение или неусвояемость полезных веществ.

Экомаркировка

Камуфляж знака качества

Некоторые производители и вовсе идут на откровенное враньё, когда маркируют упаковку вымышленными знаками качества и несуществующими экосертификатами. Или если вы видите, что на продукте написано, что он не тестируется на животных, это не значит, что так оно и есть. У товара при таком смелом заявлении может не быть в наличии соответствующего сертификата, подтверждающего этичность. Или это может означать, что тестировался не сам продукт, а ингредиенты, входящие в его состав. Производитель не соврал, но исказил восприятие информации и создал образ экологичного бренда.

Чтобы назвать продукт экологичным, производитель должен это доказать. Для этого нужно пройти добровольную сертификацию. Это подразумевает, что продукт прошёл аудит у независимой организации, которая проверила его на соответствие экологическим стандартам на всех стадиях производственного цикла. Учитывайте и то, что производители могут купить сертификат в какой-нибудь некомпетентной в этом вопросе организации или размещают знак сертификации на упаковке нелегально.

Знак Петля Мёбиуса

Кстати, известная многим маркировка «Петля Мёбиуса» означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, частично или полностью сделан из вторичного сырья и может быть переработан снова. При этом истинное соответствие заявленным характеристикам не контролируется и остаётся, по сути, на совести производителя.

Кто поможет разобраться

Когда вы видите нарочито показные надписи «экологично», «био» и другие – это прямой повод насторожиться и проверить информацию. Единственным подтверждением экологичности и органичности продукта является наличие авторитетного сертификата, который должен быть признан на международном уровне. На данный момент существует единственная российская сертификация, которую признаёт Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN), – это «Листок жизни».

Знак Листок жизни

На сайте российского «листка» ecounion.ru в разделе «Сертифицированная продукция» опубликован список товаров компаний, прошедших данную сертификацию. Если полюбопытствуете, вы удивитесь, насколько их мало!

Чтобы получить такой сертификат, компании должны бережно использовать природные ресурсы и сокращать отходы, использовать системы оборотного водоснабжения и возвращать в производственный цикл возможные для этого отходы и брак. Также необходимо перейти к рациональным моделям потребления и производства, следить за расходами электроэнергии, что является вкладом в борьбе с изменением климата. Обязательным требованием является использование продукции деревообработки из устойчивых источников лесопользования и рекультивирование земли при разработке карьеров для добычи минерального сырья. Это вклад в сохранение экосистем и биоразнообразия. В составе продукции с маркировкой «Листок жизни» не должно быть опасных компонентов, которые могут навредить человеку. Это забота о здоровье и жизни людей.

Часто встречаются кремы и шампуни в зелёных упаковках с изображениями листьев и надписями «чистый», «натуральный», «экологичный», «фитотерапия». На деле в составе вполне могут быть парабены, вредные сульфаты и консерванты.

Вы также можете встретить знак зарубежной сертификации, например, распространённая европейская маркировка «Евролист», обозначающая товары, произведённые по всем нормам и требованиям Европейского Союза к органической продукции.

«Реагируя на повышенный спрос, в розничной торговле стали делать отдельные полки для экопродуктов и запрашивать у компаний сертификаты, подтверждающие экологичность товаров», – говорит директор «Экологического союза» Юлия Грачёва. – Покупателям можно посоветовать обращаться к мобильному приложению Ecolabel Guide – там собраны экомаркировки, заслуживающие доверия».

Директор «Экологического союза» Юлия Грачёва

Продвинутые пользователи смартфонов могут воспользоваться мобильным приложением Ecolabel Guide для распознавания экомаркировки по фото. Так можно убедиться прямо в магазине, настоящий ли перед вами сертификат. Если вы видите знак сертификата, его легко проверить, зайдя на сайт сертификации, где через поиск вы найдёте название компании и её конкретных продуктов.

Помните, что сертификация выдаётся на каждый товар отдельно. Приложение помогает разобраться с экомаркировкой – для этого внутри можно найти целый справочник, и не придётся искать информацию в поисковых системах. Также можно воспользоваться каталогом проверенных эко-продуктов и магазинов, где их продают. Проект создан не только в просветительских целях, но и как противодействие спекуляции на теме экологии.

Всемирный день экомаркировки

С 2018 года во многих странах отмечают День экомаркировки, который инициировала Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN). С 2020 года акция обрела официальный день – второй четверг октября (в 2021 году это будет 14 октября). Она старается привлечь внимание всех неравнодушных потребителей к этому вопросу и научить их отличать истинную экомаркировку товаров от ложных надписей «эко» и ярких зелёных значков.

Мобильное приложение Ecolabel Guide поможет разобраться

«Производство, покупка и использование продуктов, которые соответствуют требованиям экомаркировки, помогают развивать ответственное производство и потребление. За маленьким значком маркировки стоит независимая и строгая проверка по экостандартам. Выбирая товары с такой маркировкой, люди стимулируют ответственного производителя», – отмечает Юлия Грачёва, директор «Экологического союза», член совета директоров GEN.

По данным совместного исследования Федерального агентства по окружающей среде и Института прикладной экологии, благодаря экомаркировке в 2018 году только в России не попало в окружающую среду около 332 тонн летучих органических соединений и было сэкономлено 5 млн тонн лакокрасочных материалов.

За тот же год в Индии почти 6,5 млн тонн парниковых газов не попали в окружающую среду благодаря применению экосертифицированного цемента, а Новая Зеландия избежала выброса 21 тыс. тонн углекислого газа за счёт использования экосертифицированной туалетной бумаги. В Китае почти 10 млрд кВт/ч электроэнергии было сэкономлено за счёт продажи и использования экосертифицированной офисной техники.

Благодаря усилиям таких организаций как GEN мы повышаем экологическую грамотность и вместе с ответственными производителями делаем уверенные шаги в сторону заботы о себе и окружающей среде.

Подготовил Марк Покровский

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное — Кубань. Газета для тех, кто хочет знать больше