Реальная цена моды

Сегодня мы поговорим об изнанке мира моды. Конечно, все мы хотим прекрасно выглядеть, наш внешний вид как бы презентует нас, но понимаем ли мы в век растущего потребления, что стоит за этим? Эта история о мнимом изобилии, власти и нещите, жадности и страхе, а также об альтернативах…

Быстрым шагом по планете

Британский журналист и телеведущая Люси Сигл, более 10 лет одержимая темой влияния модной индустрии на общество и среду, вспоминает, как и у неё самой был огромный платяной шкаф, который регулярно забивался новой одеждой. При этом Люси казалось, что ей нечего надеть, она не могла подобрать себе гармоничный наряд. Прошло много лет до того, как Люси осознала, что стала одной из жертв массового производства, владельцев которого интересует лишь прибыль.

Исследуя эту тему, она обнаружила, что всего лишь 3% одежды производится в США, остальные 97%в так называемых развивающихсястранах по всему миру. Переводя производство в страны с недорогой экономикой, тем самым снижая стоимость изготовления одежды, была открыта новая модель бизнеса в ритме быстрой моды, когда в сетевые магазины каждую неделю поступает что-нибудь новенькое для повышения товарооборота. При этом само производство находится в странах с невысоким уровнем жизни, где чаще всего стараются сохранить низкие зарплаты.

На показе мод в Минске у полигона отходов

Те, кто находятся на самом верху ценовой цепочки, могут выбирать, где производить продукцию, и могут переметнуться, если на фабрике скажут: «Мы больше не можем делать так дёшево». Тогда бренд ответит: «Мы к вам не пойдём и переведём производство туда, где дёшево».

Владелец швейной фабрики Ариф Джебтик в Бангладеше рассказывает: «На Западе используется термин «повсеместная низкая цена». Так каждый день они тормозят меня, а я торможу своих рабочих. Продавцы соревнуются. Когда они обращаются к нам за заказом и ведут переговоры, нам говорят, смотрите, этот магазин продаёт рубашку за 5 долларов, значит, мне надо продавать её за 4. Вам бы понизить свою цену. И мы ужимаемся. Затем следующий магазин говорит, они продают по 4 доллара, значит, наша цель 3. Если сможете снизить, получите заказ, а нет – не получите. И поскольку нам ужасно нужен заказ, а других вариантов нет, мы соглашаемся».

Кладбище мировой моды в Западной Африке

На Западе потребители покупают на 60% больше одежды, чем 15 лет назад. А потом такие страны Африки, как Гана, вынуждены разбираться с отходами «быстрой моды». Западная Африка – это то место на планете, где заканчивает свой век отжившая мировая мода в виде тонн мусора, которые еженедельно отправляются к её берегам.

Трагедия в Бангладеш

Итак, кому-то приходится уступать и чем-то жертвовать: либо цена продукта должна расти, либо закрывать производство, либо изворачиваться, чтобы работать. Изворотливость и игнорирование мер безопасности стали реальностью новой модели ведения бизнеса, пока однажды апрельским утром 2013 года недалеко от столицы Бангладеш в городе Савар скрытая сторона моды не попала на передовицы.

Государственные каналы сообщили о разрушении восьмиэтажного здания «Рана-Плаза», где располагалось несколько швейных фабрик. Их владельцы проигнорировали приказ об эвакуации, хотя рабочие сделали доклад руководству о трещинах в здании. В результате около 1000 погибших, порядком 2500 пострадавших, часть которых осталась инвалидами. За несколько месяцев до этого в пожаре на фабрике погибло более сотни рабочих. Были и другие аварии, но с ростом жертв вовсе не останавливался рост потока дешёвых заказов для извлечения прибыли.

Авария в Рана-Плаза Фотография Эндрю Бирадж

В наших российских магазинах, как и в других развитых странах Европы и Америки, много вещей, созданныхруками рабочих из Бангладеш, получающих в районе двух долларов в день. Эта страна стала второй после Китая по экспорту одежды. Себестоимость дешёвой одежды не может быть высокой. Отсюда и нищенские зарплаты работников фабрик в Бангладеш, Пакистане, Индии и Малайзии. За пару долларов люди вынуждены пахать целый день. В то же время владельцы масс-маркет-корпорацийвсё чаще оказываются в числе богатейших людей планеты.

Люси Сигл писала о проблемах в цепочке поставки для быстрой моды и пыталась передать, какой риск ложился на плечи тех, кто работал в самых незащищённых условиях на производстве и кому платили меньше всех. Дело не только в уровне цен, но и в игнорировании чужих жизней.

Производство для масс маркета

«В ходе так называемого потогонного производства, допускающего самую крайнюю эксплуатацию трудящихся, включая детей, в ужасных условиях труда, громадная ненасытная индустрия моды приносит огромную прибыль горстке её акционеров.Почему же они не могут поддерживать рабочих и гарантировать им безопасность? – рассуждает Люси Сигл. – Ведь речь идёт об основных правах человека. Низкие зарплаты и плохие условия работы оправдываются созданием рабочих мест для тех, у кого якобы нет выбора».

Кто делает мою одежду

Заставить бренды заботиться о своих сотрудниках пытается некоммерческое движение FashionRevolution, основанное активистками Урсулой де Кастро и Керри Соммерс после крушения «Рана-Плаза».

«Нужно было тщательно разобраться во всём, а потом показать компаниям, почему прозрачность необходима, – объяснила свою позицию Керри Соммерс. – Мы знаем, что и социальная, и экологическая эксплуатации растут в скрытых от взора местах».

Кто делает мою одежду

Кэрри и Урсула запустили в социальной сети Твиттер хэштег #WhoMadeMyClothes (Пер. с английского.– Кто делает мою одежду?). Целью хэштега стало привлечение внимания потребителей к брендам, у которых они покупают, и резкое повышение осведомленности о гуманитарных и этических вопросах. Сами рабочие швейных фабрик тут же отреагировали на поднявшееся в Интернете движение, разместив ответный хэштег #IMadeYourClothes (Я делаю твою одежду).

Кстати, в России тоже есть активисты Fashion Revolution. С результатами их деятельности можно познакомиться в социальной сети Instagram в аккаунте @fash_rev_russia. Их миссия состоит в том, чтобы объединить людей, бизнес и организации для благоприятных изменений в индустрии моды за счёт действий, которые построят более процветающее и сознательное будущее, приносящее пользу планете и людям.

Вы также можете присоединиться к движению, поделиться своим опытом или узнать олучших мировых историях от этических брендов, организаций, активистов и экспертов. На страничке @fash_rev_russiaвы найдёте информацию о новостях и событиях Fashion Revolution с призывом граждан узнавать больше о прозрачности брендов, задавая вопросы «Кто сделал мою одежду» и «Что в моей одежде?»

Список нерадивых брендов

В нашей стране есть местные дизайнеры и производители, которыми движет идея прозрачного, процветающего и устойчивого будущего. По всей России есть люди, которые стремятся привнести инновации в сферу моды с помощью новых материалов, новых способов производства и дизайна.

Есть и другие международные объединения, неравнодушные к сложившейся проблеме. Например, Oxfamтребует, чтобы крупные бренды платили женщинам, которые делают одежду, прожиточный минимум с целью вытащить их семьи из бедности. Ежегодно Oxfamпубликует список, рассказывая, какие бренды действительно взяли на себя обязательства по выплате прожиточногоминимума, а ктоещё не сделал никаких шагов в этом направлении.

Магазины массмаркета в торговой галерее

В 2021 году в списке нерадивых оказался известный многим бренд ZARA как тот, которыйпредпринял некоторые действия, но всё ещё отстаёт. Другой популярный бренд H&Mсделал больше, но тоже пока не дошёл до выплаты прожиточного минимумасотрудникам производства.

Среди известных компаний, всё ещё использующих потогонное производство, можно назвать Adidas, Nike, Reebok, Puma, Converse, H&M, Uniqlo, ZARA, Pull&Bear, Levi’s, Bershka, Stradivarius, MarksandSpencer, Guess, MassimoDutti, Uterqüe, Victoria’sSecret, Oysho, CalvinKlein. Практически все сетевые магазины одежды, обуви и аксессуаров, которые вы можете встретить в каждом торговом центре и на центральных улицах ваших городов, используют товары потогонного производства.

Поддержим своих!

Но можем ли мы, как потребители, сделать что-то в этой ситуации? Возможно, меньше поддерживать своими покупками представителей бизнеса, который эксплуатирует прямого производителя. Важным шагом от безумного к разумному потреблению может быть выбор отечественных товаров одежды, обуви и аксессуаров. Да, они могут быть дороже, но и вопрос качества здесь не стоит. Как говорится, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. И вспомним ещё: скупой платит дважды.

Проект Petrichor российского дизайнера Анны Погодиной

По всей России регулярно проходят выставки и ярмарки текстиля и одежды, цель которых наполнить рынок качественными товарами и поддержать местных производителей. Среди таких мероприятий достаточно известнавыставка «Индустрия моды» в Санкт-Петербурге. На Юге России в рамках ярмарки «Модный базар» проходит международный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи».Специализированные выставки периодически проходят в Москве, Екатеринбурге, Уфе, Новосибирске, Пензе, Челябинске, Красноярске, Казани, Твери, Саратове, и других городах.

 Можно обратить внимание на российский проект «Ярмарка Мастеров», которыйпредставлен как реальными региональными и городскими ярмарками, так и интернет-магазином www.livemaster.ru. Это крупная платформа и мобильное приложение, где для ценителей высокого качества представлена мода российских брендов и хенд-мейда.

Здесь вы найдёте оригинальную одежду и обувь, авторские ювелирные украшения и бижутерию, а также экологичную мебельи аксессуары для дома, безопасные по качеству развивающие игрушки для детей и даже фермерские продукты! При этом мастера со всей России помимо достойного качества предлагают уникальность своих изделий.

Подготовила Вера Преображенская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше