Неваляшка, матрёшка и юла: глубинный смысл старинных игрушек

В детстве у многих из нас были такие игрушки, как неваляшка (в русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька»), матрёшка, юла или волчок, пирамидки и кубики. Было в них что-то такое необычное и притягательное, из-за чего хотелось поиграть с ними подольше.

Конечно, раньше у наших предков ничего не делалось просто так, во всём был смысл. Так и детские игрушки – это не просто развлечение, а предметы, несущие порой далеко недетский смысл.

Взрослые создавали такие поделки для воспитания в детях особых настроек на развитие мышления, глубокого и многомерного. В виде детской игрушки передавались символы, благотворно действующие на безсознательном уровне на психику ребёнка.

Психологи рассказывают, что в эти игрушки были заложены сакральные архетипы, т. е. образы поведения, создающие связь с истоками человеческих инстинктов, активирующие их. У каждого типа своя особая геометрия формы, своё значение.

Ванька, а ну-ка, сам встанька!

Как ни тронь неваляшку, как ни толкни её, а она всё равно встаёт, да ещё и улыбается. Кругленькие щёчки, округлые бока. Всё гладенько, никаких острых углов. Так наши предки вложили в неваляшку образ гармоничного самовосстановления в любой ситуации, что бы ни случилось. Тут заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.

Ванька-встанька

Возможно, прототипом неваляшки стал чебурашка, «создателем» которого был не автор книги Эдуард Успенский, а те, чьи имена нам сейчас и не отыскать. Ещё в словаре Даля можно встретить понятие «чебурка», «чебурашка», что означало непотопляемый деревянный шар, используемый бурлаками, или ваньку-встаньку – «куколку, которую, как ни кинь её, сама встаёт на ноги».

Герой истории Успенского, обнаруживший чебурашку, не сам придумал название незнакомой ему зверушки, этот образ был ему известен, хотя в современном на то время словаре такое понятие найти не смог. Многих слов Даля не было в советском словаре. Да и в самом словаре Даля были собраны не все понятия. А вот игрушка до наших дней дошла. Несокрушимо улыбается несмотря ни на что.

В неваляшке заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.

Матрёшкав многомерный мир окошко

Матрёшка – одна из самых занимательных игрушек, которая хранит в себе глубинные знания об энергоинформационной матрице устройства многомерного мира (макрокосмосе) и о нас самих (микрокосмосе). Матрёшка выступает как символ единства многопроявленной Вселенной.

Название её произошло от уменьшительно-ласкательного женского имени Матрёна, одно из значений которого «мать семьи». Насколько нам известно, первая матрёшка вмещала в себя семь фигур подобно семи телам любого объекта во Вселенной. Традиционно одежда каждой матрёшки была окрашена в один из цветов радуги, что отображает спектр светового излучения (цвета) ауры от красного до фиолетового.

Матрёшка

Со временем стали делать матрёшки других расцветок и образов. Так на ярмарках среди кустарных изделий можно было встретить матрёшки, изображающие различных героев: от пастушков со свирелью до женихов с невестами, от древнерусских витязей и бояр до конька-горбунка и рыбака с рыбкой.

Примечательно, что не только в России делают фигурки, которые можно вставить друг в друга, по типу нашей давней знакомой Матрёны. Есть похожие на них наборы пустотелых кукол в Индии и Китае. В Японии тоже есть свои матрёшки в виде буддийского мудреца Фукурамы, в которого вложены фигурки его четырёх учеников. В стране восходящего солнца этот мудрец ассоциируется со счастьем и процветанием.

Японская матрёшка — мудрец Фукурама

Хочешь жить умей вертеться

Не валяться на печи (читай – диване), не унывать, действовать, быть в движении учит нас юла. Запуская её, мы прикладываем силу, и чем сильнее зададим заряд энергии, тем дольше будет вертеться, вибрировать и жужжать юла. Так и с моторчиком внутри нас: бытие существует, пока есть движение.

Танцует волчок, движется – живёт. Проходит время вращения, он останавливается и падает, уходя в небытие – состояние, противоположное жизни – смерть, пока дыхание жизни через энергию наших рук снова не запустит его. Вращается планета, вращается галактика, вращается поток энергий, создающих всё это.

Бирюльки – мир меняй, но не разрушай

Известная по всему миру игра учит терпению, концентрации и ловкости рук. Играть в бирюльки очень полезно и детям, и взрослым. Данная игра развивает внимание, логическое мышление, учит выстраивать коммуникационные навыки для общения с другими игроками, что крайне важно для детей. Также тренируется усидчивость.

На Руси бирюльками были сделанные из деревяшек крошечные фигурки, изображающие, к примеру, домашнюю утварь. Часто детишки сами оттачивали их. А крючки для того, чтобы подцеплять бирюльки, гнули из балалаечных струн. Каждую бирюлечку из кучки нужно было вытащить так, чтобы не задеть, не пошевелить остальные.

Бирюльки палочки

Позже для забавы стали использовать самые разные предметы: палочки, соломинки, цветные карандаши, игральные карты. Сейчас есть и другие вариации этой игры, известные под названиями Башня или Дженга, по ним даже проводятся турниры среди взрослых почитателей.

Дженга — потомок бирюлек

Главное, суть остаётся прежней – забрать предмет, не нарушив общей картины. Помните, как вытаскиваешь по одной палочке, и дыхание замирает? И если говорить о глубинном смысле этой игры, то она даёт представление о взаимосвязи всех процессов, происходящих в мироздании, символизирует возможность перемен без разрушения всей системы.

Удивительно, что от такой сосредоточенной игры появилось устойчивое речевое выражение противоположного значения. Согласно фразеологическому словарю русского литературного языка «играть в бирюльки» – заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.

Коники и птички – привет солнцу и водичке

Происхождение традиционных игровых предметов связывают с изначальным их использованием в культовых обрядах, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь – солнце, птица – водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времён до нашего времени несут именно такой смысл.

Деревянные коники символизируют связь с движением солнца по небосводу и уходят своим происхождением к ритуалам поклонения ему, известным среди скифов и славян. Солнечный конь представляет архетипический образ в виде игрушечных деревянных коней-каталок, глиняных коньков-свистулек.

Свистульки

Последние, как и известные птички-свистульки, использовались в качестве магических инструментов для общения с душами предков, которые остаются рядом с нами незримо нашему глазу. Свист с глубокой древности также считался надёжным средством отпугивания злых сил.

Кстати, всевозможные погремушки, трещётки и свистелки становятся первыми музыкальными инструментами в руках детей, развивая в них творческое начало.

Тяни-толкай (добро и зло)

Вспомним ещё глиняного чёрно-белого коня тяни-толкай, как символ единства взаимодействия условных сил добра и зла, света и тьмы, инь и ян – пассивной (женской) и активной (мужской) энергии всего сущего.

Ощущение жизни через игру

Стоит отметить разницу формирования восприятия ребёнком собственного и окружающего мира. Так, тряпичная или деревянная игрушка, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и миром вокруг, воспитывая ласковое, небоязливое отношение к миру.

Ребёнок, чьё детство проходит исключительно среди пластмассовых игрушек, воспринимает, в некотором роде, и искусственное подобие жизни. Трансформеры, киборги и куклы с псевдоидеальными формами искажают натуральные образы мышления. Поэтому у современных родителей, кроме всех прочих забот, есть ещё и большая ответственность за то, какое представление о жизни сформируют их дети.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными. А также всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такое народное поверье, что надо подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия.

Деревянные игрушки

Также и ребёнок, играя в деревянные игрушки, «подзаряжается» энергией дерева. Такие игрушки очень приятны на ощупь, благодаря своей структуре и теплу, положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно современным пластиковым. Таким образом, деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребёнка, стимулирует активные действия, побуждает его к исследованиям.

Деревянные игрушки как часть наследия народа не дают традициям исчезнуть и формируют причастность к культуре. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведения искусства!

Светлана Добронравова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше