Современные дети чуть ли не с пелёнок умеют пользоваться гаджетами. И частенько они так сильно на них «подсаживаются», что это начинает вызывать беспокойство у родителей, которые, порой, в беспомощности разводят руками при решении этой проблемы. Что советуют психологи в данной ситуации?
Для маленького ребёнка смартфон или планшет – это просто одна из игрушек. Но о-о-о-очень интересная, ведь на экране что-то двигается, оттуда исходят звуки, словом – не оторваться. Попробуй, отбери! Малыш – это ещё не школьник, не подросток, с которым как-то можно договориться, установить правила. Отнять игрушку у маленького ребёнка – значит нанести травму, довести до истерики, что часто и случается. «Запретить нельзя давать» – где же в данном решении поставить запятую, если речь идёт о гаджетах и вашем ребёнке?
Что гаджет крадёт у малыша?
Запретить, нельзя давать! Именно так, по мнению нейропсихолога Юлии Лыковой, и следует поступать по отношению к детям до трёх лет. Почему именно такой период? Потому что в это время закладывается характер, привычки, это очень важный воспитательный возраст, после которого будет сложнее что-то менять.
Яркая картинка на экране гаджета даёт большой выброс дофамина у ребёнка, причём для этого делать ему ничего не нужно. Привыкнув к такому способу получения удовольствия, малыш уже не хочет «добывать» его более сложным естественным путём.
Какой вред могут принести гаджеты малышу до трёх лет?
- Ребёнок с рождения наделён высокой познавательной способностью, он пробует всё новое. При этом если попытка удачная, у него вырабатывается гормон радости дофамин, который движет малышом, когда он пытается в очередной раз взобраться на горку или собрать пирамидку. Яркая картинка на экране гаджета также даёт большой выброс дофамина у ребёнка, причём для этого делать ему ничего не нужно. Привыкнув к такому способу получения удовольствия, малыш уже не хочет «добывать» его более сложным путём. Однако количество времени, проведённое у экрана, а значит, количество выброшенного в кровь дофамина, может серьёзно повлиять на мозг! Проводилось исследование, которое показало, что МРТ головного мозга ребёнка, играющего в компьютерные игры до трёх часов в день, похоже на МРТ человека, зависимого от наркотиков.
- До трёх лет всё развитие ребёнка идёт через движение. А гаджеты и телевизор фиксируют малыша в статичном положении, двигательная активность при этом уменьшается, неправильно формируется позвоночник и наклон головы. Пристальное всматривание в экран развивает близорукость, отсутствие работы всей кистью руки, как при сборе, например, мозаики, плохо влияет на развитие мелкой моторики, что снова сказывается, как известно, на мозге.
- Электромагнитное излучение негативно действует на незрелую нервную систему детей. Они становятся капризными и истеричными, нарушается сон, снова страдает мозг от переизбытка информации и усталости.
- Ребёнок до трёх лет смотрит мультфильм за счёт непроизвольного внимания – его привлекает яркая картинка и быстрая смена кадров, при этом смысловая нагрузка увиденного теряется. В дальнейшем это может отрицательно сказаться на учёбе при получении и восприятии новой информации: ему просто будет скучно.
- Постоянное проведение времени перед монитором формирует у ребёнка туннельное зрение, глаза привыкают следить за яркими движущимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что статично, становится сложным. Поэтому возникают трудности при чтении, когда надо следить за неподвижной строчкой слева направо и потом вернуться на новую строку.
- Ребёнок перед экраном, как правило, дышит неполноценно: чаще всего тормозится процесс выдоха, а значит мозг не получает новой порции кислорода. Выходит, что при просмотре, например, мультфильма, малыш совсем не отдыхает и не развлекается, его организм в это время напрягается и страдает.
- Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Да, ребёнок, увлечённый мелькающими картинками, послушно открывает рот, но это приводит к нарушению пищевого поведения и развивает зависимость от гаджетов. Точно так же нельзя использовать гаджет в качестве средства от истерик и каприз, иначе он не сможет потом справляться с этим самостоятельно.
- Первые три года жизни ребёнка важны для развития связной речи, которая рождается при общении с взрослым, в играх, пении песен, заучивании стишков. Гаджет не может выполнить такую функцию взрослого, поэтому тормозит развитие речи малыша.
- В раннем возрасте у ребёнка формируются особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют взрослых, получают важные жизненные навыки: умение сотрудничать, искать решения. Всё это развивает и творчество, и интеллект, электронные же игры, как правило, для такого возраста примитивны, при этом проходят они без участия и вовлечённости взрослого. Вот так мы отдаляемся от своих детей.
Получается, давая такому маленькому ребёнку в руки телефон или планшет, мы больше думаем о себе, ведь пока малыш занят, есть время поработать, что-то поделать по дому или отдохнуть. При этом мы приносим своей драгоценной дочери или сынишке огромный вред, который даст знать о себе в будущем. Конечно, всегда можно найти сто причин, почему нельзя было обойтись без гаджета. Вот только в наше время наблюдается очень нехорошая тенденция: детсадовские дети не знают, чем себя занять, если нет в руках телефона. Они порой не умеют просто играть в обычные игрушки, у них не хватает воображения придумать игру и они плохо социализированы, не умеют контактировать с другими детьми. Что с этим делать? А вот здесь нужно просто поставить запятую в другом месте
А как давать можно?
Желательно оградить ребёнка от гаджета с рождения и хотя бы до трёх лет. Исключение составляют просмотры познавательных передач или мультфильмов, которые просто будут альтернативой книги, рассказанной мамой сказки, сыгранного с бабушкой кукольного домашнего театра и так далее.
При этом надо не просто дать ребёнку гаджет в руки и уйти, а сесть рядышком и «поиграть» в него вместе. В таком случае телефон или планшет не становится заменителем мамы, он всего лишь игрушка, с которой так интересно возиться, но мама рядом и мама – лучше.
Важно помнить, что ребёнок всегда копирует взрослых. Если он с малых лет видит, что мама или папа постоянно с гаджетом в руках или в компьютере с головой, при этом ещё и раздражаются, когда ребёнок хочет поиграть, а родители заняты «этой штукой», несомненно, он перенесёт эту ситуацию в свою жизнь. Стоит ли потом удивляться и жаловаться, что его не оторвать от экрана.
Сначала нужно избавиться от своей собственной зависимости от телефона, соцсетей, интернета, стараться не отвлекаться на них при общении с ребёнком, а если он всё-таки начнёт просить и вырывать из рук телефон, постараться отвлечь малыша игрой, переключить внимание на другую игрушку, занятие, поделку, лепку, рисование, прогулку. А можно, например, затеять пирог по новому рецепту из интернета, тогда и гаджет пригодится, и ребёнок пальчиками помнёт тесто, и с мамой проведёт больше времени.
На самом деле маленького ребёнка легко отвлечь, если есть такое желание – с подростком, порой, договориться без обид гораздо сложнее. Но, как и при заболевании, лучше провести профилактику, чем потом лечить. Так и здесь: постараться не давать малышу в ручки телефон или планшет как можно дольше.
Вредные советы
Совет 1: дайте ребёнку наиграться вдоволь. В какой-то момент ему так надоест, что он больше телефон в руки не возьмёт.
Совет этот вредный, ведь при таком подходе формируется зависимость, а не отвращение к предмету вожделения.
Совет 2: установите автоматический таймер на отключение, тогда ребёнок не сможет долго смотреть мультфильмы.
И этот совет вредный, так как при таком подходе ребёнок не учится ответственности и саморегуляции. И он будет требовать вернуть ему запретный плод.
Игры вместо гаджетов
Есть простые домашние игры, которыми можно занять маленького ребёнка, чтобы отвлечь его от гаджета.
- Два разных конструктора с большими и маленькими деталями. Когда ребёнку надоедает один, нужно заменить его другим, а затем снова поменять их местами. Так создаётся эффект новизны для малыша.
- Перекладывание фасоли из одной миски в тарелку поменьше тоже может занять ребёнка надолго.
- Ту же фасоль можно перемешать с макаронами или декоративными стеклянными шариками, чтобы ребёнок мог их перебрать и разложить по разным баночкам. Главное следить, чтобы малыш не проглотил мелкие детали.
- В пластиковой баночке в крышке надо сделать прорезь, в которую малыш будет кидать монетки или пуговицы. Затем всё высыпать и игра продолжится снова.
- Детям очень нравится клеить многоразовые наклейки в альбомы с картинками. Такой же эффект даёт игра с магнитами на холодильник.
- Во время купания малыши с удовольствием играют с баночками разной величины, переливая воду из одной в другую. Переливанием можно надолго занять малыша и на кухне, пока вы заняты готовкой. Особенно, если подкрасить воду в разные цвета.
Игр таких можно придумать множество. Конечно, не стоит забывать и про подвижные забавы: построить «домик» из стульев и одеял, поискать спрятанный в доме «клад», сочинить «боулинг» из пустых пластиковых бутылочек и обычного мяча и многое другое. Глядишь, ваша фантазия пойдёт на пользу не только малышу, но и для развития творческого подхода к жизни вам самим.
Подготовила Жанна Потоцкая