Запретить нельзя давать! Где поставить запятую?

Современные дети чуть ли не с пелёнок умеют пользоваться гаджетами. И частенько они так сильно на них «подсаживаются», что это начинает вызывать беспокойство у родителей, которые, порой, в беспомощности разводят руками при решении этой проблемы. Что советуют психологи в данной ситуации?

Для маленького ребёнка смартфон или планшет – это просто одна из игрушек. Но о-о-о-очень интересная, ведь на экране что-то двигается, оттуда исходят звуки, словом – не оторваться. Попробуй, отбери! Малыш – это ещё не школьник, не подросток, с которым как-то можно договориться, установить правила. Отнять игрушку у маленького ребёнка – значит нанести травму, довести до истерики, что часто и случается. «Запретить нельзя давать» – где же в данном решении поставить запятую, если речь идёт о гаджетах и вашем ребёнке?

Что гаджет крадёт у малыша?

Запретить, нельзя давать! Именно так, по мнению нейропсихолога Юлии Лыковой, и следует поступать по отношению к детям до трёх лет. Почему именно такой период? Потому что в это время закладывается характер, привычки, это очень важный воспитательный возраст, после которого будет сложнее что-то менять.

Яркая картинка на экране гаджета даёт большой выброс дофамина у ребёнка, причём для этого делать ему ничего не нужно. Привыкнув к такому способу получения удовольствия, малыш уже не хочет «добывать» его более сложным естественным путём.

Какой вред могут принести гаджеты малышу до трёх лет?

  1. Ребёнок с рождения наделён высокой познавательной способностью, он пробует всё новое. При этом если попытка удачная, у него вырабатывается гормон радости дофамин, который движет малышом, когда он пытается в очередной раз взобраться на горку или собрать пирамидку. Яркая картинка на экране гаджета также даёт большой выброс дофамина у ребёнка, причём для этого делать ему ничего не нужно. Привыкнув к такому способу получения удовольствия, малыш уже не хочет «добывать» его более сложным путём. Однако количество времени, проведённое у экрана, а значит, количество выброшенного в кровь дофамина, может серьёзно повлиять на мозг! Проводилось исследование, которое показало, что МРТ головного мозга ребёнка, играющего в компьютерные игры до трёх часов в день, похоже на МРТ человека, зависимого от наркотиков.
  2. До трёх лет всё развитие ребёнка идёт через движение. А гаджеты и телевизор фиксируют малыша в статичном положении, двигательная активность при этом уменьшается, неправильно формируется позвоночник и наклон головы. Пристальное всматривание в экран развивает близорукость, отсутствие работы всей кистью руки, как при сборе, например, мозаики, плохо влияет на развитие мелкой моторики, что снова сказывается, как известно, на мозге.
  3. Электромагнитное излучение негативно действует на незрелую нервную систему детей. Они становятся капризными и истеричными, нарушается сон, снова страдает мозг от переизбытка информации и усталости.
  4. Ребёнок до трёх лет смотрит мультфильм за счёт непроизвольного внимания – его привлекает яркая картинка и быстрая смена кадров, при этом смысловая нагрузка увиденного теряется. В дальнейшем это может отрицательно сказаться на учёбе при получении и восприятии новой информации: ему просто будет скучно.
  5. Постоянное проведение времени перед монитором формирует у ребёнка туннельное зрение, глаза привыкают следить за яркими движущимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что статично, становится сложным. Поэтому возникают трудности при чтении, когда надо следить за неподвижной строчкой слева направо и потом вернуться на новую строку.
  6. Ребёнок перед экраном, как правило, дышит неполноценно: чаще всего тормозится процесс выдоха, а значит мозг не получает новой порции кислорода. Выходит, что при просмотре, например, мультфильма, малыш совсем не отдыхает и не развлекается, его организм в это время напрягается и страдает.
  7. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Да, ребёнок, увлечённый мелькающими картинками, послушно открывает рот, но это приводит к нарушению пищевого поведения и развивает зависимость от гаджетов. Точно так же нельзя использовать гаджет в качестве средства от истерик и каприз, иначе он не сможет потом справляться с этим самостоятельно.
  8. Первые три года жизни ребёнка важны для развития связной речи, которая  рождается при общении с взрослым, в играх, пении песен, заучивании стишков. Гаджет не может выполнить такую функцию взрослого, поэтому тормозит развитие речи малыша.
  9. В раннем возрасте у ребёнка формируются особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют взрослых, получают важные жизненные навыки: умение сотрудничать, искать решения. Всё это развивает и творчество, и интеллект, электронные же игры, как правило, для такого возраста примитивны, при этом проходят они без участия и вовлечённости взрослого. Вот так мы отдаляемся от своих детей.
Плохая социализация с детьми

Получается, давая такому маленькому ребёнку в руки телефон или планшет, мы больше думаем о себе, ведь пока малыш занят, есть время поработать, что-то поделать по дому или отдохнуть. При этом мы приносим своей драгоценной дочери или сынишке огромный вред, который даст знать о себе в будущем. Конечно, всегда можно найти сто причин, почему нельзя было обойтись без гаджета. Вот только в наше время наблюдается очень нехорошая тенденция: детсадовские дети не знают, чем себя занять, если нет в руках телефона. Они порой не умеют просто играть в обычные игрушки, у них не хватает воображения придумать игру и они плохо социализированы, не умеют контактировать с другими детьми. Что с этим делать? А вот здесь нужно просто поставить запятую в другом месте

А как давать можно?

Желательно оградить ребёнка от гаджета с рождения и хотя бы до трёх лет. Исключение составляют просмотры познавательных передач или мультфильмов, которые просто будут альтернативой книги, рассказанной мамой сказки, сыгранного с бабушкой кукольного домашнего театра и так далее.

При этом надо не просто дать ребёнку гаджет в руки и уйти, а сесть рядышком и «поиграть» в него вместе. В таком случае телефон или планшет не становится заменителем мамы, он всего лишь игрушка, с которой так интересно возиться, но мама рядом и мама – лучше.

А как можно — вместе с мамой

Важно помнить, что ребёнок всегда копирует взрослых. Если он с малых лет видит, что мама или папа постоянно с гаджетом в руках или в компьютере с головой, при этом ещё и раздражаются, когда ребёнок хочет поиграть, а родители заняты «этой штукой», несомненно, он перенесёт эту ситуацию в свою жизнь. Стоит ли потом удивляться и жаловаться, что его не оторвать от экрана.

Сначала нужно избавиться от своей собственной зависимости от телефона, соцсетей, интернета, стараться не отвлекаться на них при общении с ребёнком, а если он всё-таки начнёт просить и вырывать из рук телефон, постараться отвлечь малыша игрой, переключить внимание на другую игрушку, занятие, поделку, лепку, рисование, прогулку. А можно, например, затеять пирог по новому рецепту из интернета, тогда и гаджет пригодится, и ребёнок пальчиками помнёт тесто, и с мамой проведёт больше времени.

На самом деле маленького ребёнка легко отвлечь, если есть такое желание – с подростком, порой, договориться без обид гораздо сложнее. Но, как и при заболевании, лучше провести профилактику, чем потом лечить. Так и здесь: постараться не давать малышу в ручки телефон или планшет как можно дольше.

Вредные советы

Совет 1: дайте ребёнку наиграться вдоволь. В какой-то момент ему так надоест, что он больше телефон в руки не возьмёт.

Совет этот вредный, ведь при таком подходе формируется зависимость, а не отвращение к предмету вожделения.

Совет 2: установите автоматический таймер на отключение, тогда ребёнок не сможет долго смотреть мультфильмы.

И этот совет вредный, так как при таком подходе ребёнок не учится ответственности и саморегуляции. И он будет требовать вернуть ему запретный плод.

Игры вместо гаджетов

Игры вместо гаджетов — конструктор

Есть простые домашние игры, которыми можно занять маленького ребёнка, чтобы отвлечь его от гаджета.

  1. Два разных конструктора с большими и маленькими деталями. Когда ребёнку надоедает один, нужно заменить его другим, а затем снова поменять их местами. Так создаётся эффект новизны для малыша.
  2. Перекладывание фасоли из одной миски в тарелку поменьше тоже может занять ребёнка надолго.
  3. Ту же фасоль можно перемешать с макаронами или декоративными стеклянными шариками, чтобы ребёнок мог их перебрать и разложить по разным баночкам. Главное следить, чтобы малыш не проглотил мелкие детали.
  4. В пластиковой баночке в крышке надо сделать прорезь, в которую малыш будет кидать монетки или пуговицы. Затем всё высыпать и игра продолжится снова.
  5. Детям очень нравится клеить многоразовые наклейки в альбомы с картинками. Такой же эффект даёт игра с магнитами на холодильник.
  6. Во время купания малыши с удовольствием играют с баночками разной величины, переливая воду из одной в другую. Переливанием можно надолго занять малыша и на кухне, пока вы заняты готовкой. Особенно, если подкрасить воду в разные цвета.
Игры вместо гаджетов — переливания

Игр таких можно придумать множество. Конечно, не стоит забывать и про подвижные забавы: построить «домик» из стульев и одеял, поискать спрятанный в доме «клад», сочинить «боулинг» из пустых пластиковых бутылочек и обычного мяча и многое другое. Глядишь, ваша фантазия пойдёт на пользу не только малышу, но и для развития творческого подхода к жизни вам самим.

Подготовила Жанна Потоцкая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное