Я не узнаю своего ребёнка, что делать?!

Однажды в жизни родителей наступает момент, когда они перестают узнавать своих детей. Кажется, ещё вчера этот малыш был таким милым и послушным, а сегодня он дерзит, хлопает дверью и закрывается в своей комнате. Каждый знает, что так выглядит кризис подросткового возраста.Но кризис ли это или нормальное положение вещей?

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития любого человека при взрослении. Выражается он в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности. Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11–17 лет, когда темпы психологического, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет.

Помните, что всем подросткам, даже самым несговорчивым, озлобленным и, особенно, отдалившимся, нужны ваши любовь и принятие.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребёнка формируется новый уровень осознанности. Он сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти этот этап и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость и самостоятельный выбор подростка. При этом не менее важно понимать физиологические и психологические процессы этого периода.

Что с ним не так?

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходит максимально активно и неравномерно. Происходят физиологические изменения. Конечно, нервная система просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, переходит в выраженное торможение.

Эксперименты со внешностью

Почему важно разбираться в физиологии этого периода? Потому что могут возникать проблемы со здоровьем: скачки артериального давления, головокружения, головные боли, слабая концентрация, рассеянное внимание, учащённое сердцебиение, ощущение сдавленности в области сердца, одышка, обморочные состояния, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, расстройства сна. Задача родителей на этом этапе – обеспечить ребёнку правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, а также уделить внимание физической активности.

Вы и он – два разных мира

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Внешне вчерашний ребёнок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но ещё не готов в полной мере к самостоятельности и ответственности. В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми.

Знакома ли вам следующая ситуация: дочь уже долго переписывается или общается по телефону с подругой, при этом вы знаете, что ей надо подготовиться к экзамену. Вы понимаете, что если она не сдаст тест, то не поступит в вуз, а ведь это так важно, особенно, для вас. Ей же, в свою очередь, важно сейчас другое – наладить отношения с одноклассниками, иначе это может стать проблемой для продолжения учёбы. В итоге между вами происходит перепалка либо ребёнок просто хлопает дверью и перестаёт слышать вас.

Два разных мира

Почему так происходит? Ваш подросток оказался в сложной ситуации и вместо того, чтобы попросить помощи у вас, как это сделал бы малыш, он дистанцируется и гневается. Почему? Здесь надо понимать, что вы и ваш подросток –это два разных мира, две разные точки зрения, отличный от вашего уровень понимания одних и тех же ситуаций. Многие родители не понаслышке знают о том, что чем больше они довлеют над своими детьми, тем больше встречают сопротивления и упорства при отстаивании их юношеских взглядов. Подростки вспыльчиво реагируют или закрываются – это их попытка справиться со стрессом и защититься. Они просто не знают других, более конструктивных способов.

Правила сотрудничества

Как же вести себя с подростками, чтобы не разрушить хрупкий мир ваших взаимоотношений? Главное – понять, что в этом возрасте у них формируется абстрактное мышление, способность анализировать, критически мыслить, отстаивать себя, выстраивать причинно-следственные связи. Ваши вчерашние малыши учатся глубоким переживаниям и сильным чувствам, тренируются выстраивать по-новому отношения с окружающими, и в первую очередь с близкими. Это естественно, но бывает трудно. Как быть?

Правила сотрудничества
  • Не мешайте подростку изучать себя и свои возможности, экспериментировать с внешностью, входить в разные компании и субкультуры. Пусть ищет себя. Будьте рядом, но не вмешивайтесь.
  • В этом возрасте родители уходят на второй план, а друг или подруга становятся самыми близкими. К этому надо относиться спокойно, это этап взросления. Ребёнку важно почувствовать самостоятельность, свободу и ответственность за принятие решений или бездействие.
  • Подростку важно получить свой опыт выстраивания отношений, понять, что такое дружба, любовь, сотрудничество, соперничество. Поэтому нельзя ограждать его от общения с теми, кто вам не нравится, от неразделённой любви, надо перестать его жёстко контролировать.
  • Важно помогать подростку размышлять, формировать ценности, убеждения, принципы, не навязывать свои, но и дать некие ориентиры. Не переделывать, как вам нравится и хочется, но самому быть достойным примером.
  • Надо учиться слушать и слышать своего ребёнка и находить компромисс в спорных ситуациях, ставить себя на его место. Ему будет легче прислушаться к словам человека, говорящего с ним на одной волне, чем выслушивать критику и назидания свысока.
  • Если возник конфликт, надо постараться убрать свои эмоции и включить функцию «ничего личного, просто деловые переговоры». Подросток кричит не со зла, а потому что не знает, как выйти из ситуации. Ваша задача – своим спокойствием показать, что всё решаемо и без крика.
  • Если вы пытаетесь контролировать и управлять подростком, он будет сопротивляться, а это приведёт к ещё большему конфликту. Значит, надо предоставить больше свободы и самостоятельности, но быть рядом, если понадобится помощь.
  • Речь не о том, что надо ребёнку всё позволять, нужно ставить и рамки, но обязательно мотивировать свои запреты, объяснять, к чему может привести то или иное действие. При этом совместно с ним нужно разработать систему поощрения и наказания. Главное, быть последовательным и не нарушать договорённостей.
  • Наделите ребёнка обязанностями. Учёба – это не единственное дело жизни в этот период, пусть выполняет также домашние поручения. Бытовые обязанности, кстати, прекрасный тренажёр ответственности.
  • Не стоит взваливать на ребёнка свои взрослые проблемы, но при этом нельзя принижать и его собственные, иначе он отдалится и может предпочесть поделиться ими с чужими людьми.

И самое главное!

Помните, что всем подросткам, даже самым несговорчивым, озлобленным и, особенно, отдалившимся, нужны ваши любовь и принятие. Не скупитесь на проявление добрых чувств, находите, чем можно восхищаться в вашем ребёнке, и открыто делайте это. Акцентируйте своё и его внимание на том позитивном, что в нём есть и что у него получается, помогайте ему понять и полюбить себя. И в целом наполняйте ваше общение безусловной любовью.

Если же между вами сложный конфликт, он заходит слишком далеко, и вы не справляетесь сами, а эмоциональное и физическое состояние вашего ребёнка вызывает опасения, не медлите с обращением за помощью к психологу.

Семейное общение

Вокруг так много губительных соблазнов в виде алкоголя, наркотиков, деструктивных компаний и сообществ в интернете,вовлечение в которые могут привести к беде.Но если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, знает, что его любят и принимают в семье, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице.

Будьте любящими и ответственными родителями, потому что именно рядом с вами происходит трансформация сына или дочери, их переход нановый взрослый этап жизни.

Во всём виноват мозг и гормоны

Несмотря на то, что к 11–14 годам подростковый мозг достигает размера взрослого и перестаёт расти, он всё же активно изменяется, развивается и созревает примерно до середины второго десятка, и от этого может быть непросто всем: и ребёнку, и родителям.

В это время всё ещё продолжается созревание области мозга, которая называется префронтальная кора. Она находится прямо за лбом человека и играет большую роль в способности мыслить критически, предвидеть последствия своих действий, планировать и контролировать сиюминутные импульсы. Именно по этой причине подростки часто ведут себя рискованно.

В этот период мозг находится в фазе активной перестройки, которая ещё называется синаптическим прунингом. Мозг становится очень пластичным и чувствительным к новым знаниям и опыту. Кстати, это отличное время для формирования здоровых привычек.

Мозг подростка

Изменения, которые происходят в мозге подростка, делают нервную систему очень уязвимой и ставят под угрозу психическое здоровье ребёнка. В это время могут проявиться тревожность, депрессия, шизофрения, пищевые и другие расстройства.

Исследования также показывают, что повышение и спад уровня мелатонина в крови подростков происходит в течение ночи и утра позже, чем у взрослых и детей младшего возраста. Это может быть объяснением того, что подростки подолгу не ложатся спать, а потом не могут проснуться рано утром.

Подготовила Жанна Потоцкая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше