Сколько раз ваш ребёнок на вопрос, что было в садике или школе, отвечал: «Ничего», а на вопрос, как дела, всего лишь: «Нормально»? Мамы и папы и рады бы проводить больше времени со своими детьми и разговаривать на любые темы, но этому сначала необходимо научиться самим родителям.
Забудьте стандартные вопросы
Часто, когда вы задаёте ребёнку общие вопросы в надежде построить конструктивную беседу, происходит обратная ситуация. Ребёнок не желает делиться, а разговор заканчивается быстро и безрезультатно. Как ни банально это может звучать, но необходимо найти такие темы для разговора и такие вопросы, на которые ребёнок охотно согласится побеседовать.
Если родители действительно хотят узнать, как прошёл день в школе, что происходило, что порадовало, а что огорчило, необходимо вывести ребёнка на эмоции. Для этого стандартный вопрос «Как дела?» следует видоизменить так, чтобы он подтолкнул его рассказать о каком-либо одном переживании. Например, можно спросить: «Что сегодня забавного произошло в классе?» или «Как тебе сосед по парте?». Так вы сможете не только настроить ребёнка на общение, но и побудить его к анализу собственных действий и эмоций.
Спрашивая «Как дела?», родители чаще всего хотят узнать о поведении и оценках ребёнка. Однако дети зачастую не любят учиться, поэтому говорить об этом им неинтересно. Тратить своё время он не станет, а ответит что-то наподобие «нормально» или «хорошо», чтобы его только оставили в покое. И здесь родители должны проявить смекалку.
Чтобы направить диалог в нужное русло, необходимо сделать его интересным. Для этого можно начать разговор с такой фразы: «Давай я угадаю три вещи, которые ты сегодня делал». Это сразу вызовет у ребёнка интерес, поэтому он будет более открытым. Как только нормальная беседа наладится, потом уже можно переходить к волнующим вопросам.
Избегайте также закрытых вопросов. Это те, которые предполагают ответ «да» или «нет». Почему их задавать не следует? Всё очень просто, после них невозможно развить тему для разговора. Ребёнка нужно спрашивать так, чтобы он мог развёрнуто ответить и действительно о чём-то рассказать.
А если вы к тому же будете применять технику «активного слушания», то ребёнок поймёт, что его готовы выслушать и помочь, поэтому охотнее поделится своими переживаниями.
Вместо «Как дела?»
1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня?
2. Кто сделал что-нибудь смешное, весёлое, глупое?
3. С кем ты сегодня играл?
4. Расскажи мне о самом красивом месте, где ты сегодня был?
5. Какое самое странное слово услышал ты сегодня?
6. Как думаешь, что бы про тебя рассказала сегодня твоя няня/воспитатель/бабушка/учитель (в зависимости от того, с кем ребёнок провёл этот день)?
7. Кому ты сегодня помог?
8. Может, кто-то тебе сегодня помог?
9. Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
10. Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
11. Было ли тебе сегодня очень скучно?
12. Кого бы ты хотел, чтобы забрали инопланетяне?
13. С кем бы ты хотел поиграть, с кем ты ещё никогда не играл?
14. Расскажи мне о чём-то приятном, что произошло с тобой сегодня.
15. Какое слово учитель/няня/воспитатель/бабушка повторяет чаще всего?
16. О чём бы ты хотел узнать?
17. Чего бы тебе хотелось меньше всего?
18. С кем тебе было весело?
19. Где тебе нравится играть?
20. Кто у тебя в группе/на площадке/в классе самый смешной?
21. Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы завтра ты стал мамой/папой, что бы ты сделал?
23. Если бы ты мог поменяться с кем-то местами, кто бы это был? Почему?
24. Было ли что-то, что тебе показалось странным?
25. Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
Вместо «Как прошёл твой день?»
• Какое событие сегодня было самым интересным?
• Что удивило тебя сегодня?
• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
• Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
• Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
• Что-нибудь привело тебя в раздражение?
• Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
• С чем ты был не согласен сегодня?
• Если бы сегодняшний день можно было прожить ещё раз, что бы ты сделал по-другому?
• Каким был бы твой идеальный день?
Вопросы, которые развивают фантазию
• Если бы с неба шёл дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
• На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
• Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
• Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
• Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?
• Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
• Какое животное могло бы хорошо водить машину?
• Каких изобретений не хватает миру?
• Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?
• Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
Вопросы о ребёнке
• Какие пять слов описывают тебя лучше всего?
• Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
• Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?
• Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?
• Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
• Какие звуки тебе нравятся?
• Чего взрослые про тебя не понимают?
• Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?
• Какое занятие делает тебя счастливым?
• Что вызывает в тебе нежность?
• От чего ты можешь заплакать?
• Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
• Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?
• Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?
• Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?
• Если бы ты писал книгу, о чём бы она была?
• Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?
• Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?
• Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?
• Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?
• Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чём бы ты прославился?
• Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
• Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?
• Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
Вопросы о жизни и устройстве мира
• Что делает человека умным?
• Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?
• Легко ли быть ребёнком? А взрослым?
• Как узнать, что ты уже повзрослел?
• Ребёнок обязан уважать всех взрослых?
• Нужно ли всегда слушаться родителей?
• Как можно наказывать детей и за что?
• Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?
• Можно ли всегда делать то, что хочется?
• Можно ли всегда говорить всё, что думаешь?
• Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить всё спокойно?
• Почему взрослые мало улыбаются?
• Почему люди курят, если это вредно?
• Что надо делать в старости?
• Что такое душа и где она находится?
• Как понять, что кто-то тебя любит?
• Может ли любовь длиться вечно?
• Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?
• Можно ли быть счастливым без денег?
• Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?
• Можно ли считать мир прекрасным, если в нём есть войны и голод?
• Есть ли польза от проблем и трудностей?
• Для чего нужно искусство?
• Кто определяет, что красиво, а что нет?
• Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы он был?
• Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?
• Для чего мы живём?
Метод «Активного слушания»
Активное слушание – это уникальная техника общения, введённая в нашу культуру знаменитым психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание необходимо всем, оно позволяет наладить настоящий, глубокий контакт родителей с детьми и взрослых друг с другом, снять возникающие конфликты и создать тёплую атмосферу взаимного принятия.
Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребёнок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребёнка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы все ваши фразы звучали в утвердительной форме.
В-третьих, очень важно в беседе держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвёртых, в вашем ответе также полезно повторить то, как вы поняли, что случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство своими словами.
Подготовила Ульяна Радная