Старые новые технологии

Многое из того, что сегодня называют новыми технологиями, на самом деле забытые или скрываемые разработки, которые уже использовались в прошлом. Иногда очень далёком прошлом. Волшебные вещи из сказок теперь появляются в широком доступе как «умные вещи», а необычные и экологичные виды транспорта, только входящие в нашу повседневную жизнь, оказывается уже были в ходу когда-то. Не говорит ли это о том, что многие технологии уже были, просто нам их внедряют попозже и по чуть-чуть.

Электромобили уже были

Представляете, предок современного электромобиля появился раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания! Первые попытки создать электрическую повозку предпринимались ещё в 1820-х годах. Через 40 лет электротранспорт стал постоянным экспонатом промышленных выставок того времени. Благодаря господдержке и совершенствованию технологий в конце XIX века вышла серия электрического транспорта, в том числе общественного.

Первая модель электрического экипажа П.А. Фрезе, 1900 г.

В России один из конструкторов первого электромобиля, петербуржец Пётр Фрезе, не стал экспериментировать, а выбрал уже распространённую к тому времени в Европе модель, внешне напоминавшую пролётку – лёгкую четырёхколёсную коляску. Первый российский электромобиль был готов к началу 1900 года. На фабрике «Фрезе и К°» обустроили станцию подзарядки аккумуляторов с целью создать прокатное движение электромобилей не только в Петербурге, но и в Риге, Варшаве. В 1902 году в Москве увидел свет электрический десятиместный омнибус «Дукс». Комфортный экипаж был приобретён ныне уже несуществующей гостиницей «Бристоль» и предназначался для доставки гостей с вокзалов города. 

Станция для зарядки электромобилей и электробусов в Лондоне вековой давности.

В Российской империи позже предпринимались робкие шаги по внедрению экологического транспорта, но успеха они не принесли. Одна из попыток очаровать русских автомобилистов электрической тягой имела место в 1907 году. На проводившейся в Петербурге Первой международной автомобильной выставке публике представили новейшие электромобили зарубежных конструкций: Krieger, Mercedes-Electrique и Mendelssohn, но покупателей на них не нашлось.

Электромобили Kriéger. Экспозиция Ч. Гофмана на Первой международной автомобильной выставке. Петербург, 1907

Кстати, американская автомобильная компания, которая делает современные электрокары, неслучайно называется «Тесла Моторс». Изобретатель Никола Тесла в 1931 году продемонстрировал действующий прототип автомобиля, движущегося без помощи традиционных источников энергии. Создатель заменил в автомобиле двигатель сгорания на электродвигатель мощностью 80 лошадиных сил. Потом из радиодеталей, купленных в обыкновенном магазине, он собрал небольшое устройство, присоединил к нему провода, подключил к ним электродвигатель и заявил: «Теперь у нас есть энергия!». 

Когда он сел на водительское сиденье и нажал на газ, электромобиль начал движение. Очевидцы рассказывали, что изобретатель катался так почти неделю, разгоняясь до запредельных для того времени скоростей. Как ему это удалось, никто не знает. После этого его стали обвинять чуть ли не в чёрной магии. Чувствительный изобретатель обиделся, снял с машины коробочку и больше никогда не возвращался к этой теме.

Зарядные станции Anderson Carriage. Детройт, США.

В прошлом десятилетии мировое производство электрокаров ожило. В Европе и в задыхающемся от смога Китае владельцев электромобилей с каждым годом становится всё больше. В конце апреля 2022 года в Москве запустили площадку для превращения обычного автомобиля в электрический.

Современная электрозаправка

Но надо отметить, что экологичность таких транспортных средств преувеличена. Производство аккумуляторов для электрокаров и их последующая утилизация наносят вред окружающей среде. Хотя прогресс не стоит на месте. Посмотрим, что ещё придумают!

Навигатор на бумажном свитке

В дальнем пути не обойтись без карты, но останавливаться и разворачивать огромные бумажные атласы не всегда удобно. Ещё в начале прошлого века британцы придумали наручные часы-навигатор. Вместо циферблата и стрелок там была карта, свёрнутая в рулон, прокручивать которую надо было вручную. Набор рулонов продавался в комплекте с навигатором, они охватывали основные автомобильные дороги Англии.

Наручные часы-навигатор, начало XX в.

Все крупные перекрёстки были пронумерованы, чтобы водителю было легче заменить рулон, если предстояло куда-то свернуть. Также на этих картах было указано расстояние от одной точки маршрута до другой, а в конце стояло слово «Стоп».

Ещё больше были похожи на современные навигаторы электромеханические конструкции Iter Avto с бумажной картой, которые использовались автомобилистами в 1930-х годах. Они устанавливалась на приборной панели, и карта передвигалась в зависимости от скорости автомобиля. Навигатор соединялся со спидометром специальным тросиком. Для адресного поиска требовалась ручная прокрутка. Благодаря этому устройство довольно точно показывало положение машины на местности. Если водитель сворачивал с дороги, то нужно было заменить рулон с картой и найти на ней нужный перекресток. На появление первых спутниковых карт и бортовых систем потребовалось более полувека.

Смартфоны на блюдечке

Помните сказку, где главная героиня приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, леса и моря, и гор высоту, и небес красоту»? Это же будто привычный нам планшет или смартфон от компании Apple с выходом в интернет, системами аудио- и видеосвязи и голосовым помощником. Крутящееся «яблочко» напоминает вертящийся значок загрузки изображения, а «серебряное блюдце» похоже на корпус устройства стального цвета, характерного для продукции Apple. Могли ли подобные устройства использоваться в стародавние времена вопреки данным официальной истории?

Сегодня аудио- и видеосвязь доступны во многих домах и офисах, а ещё век назад это выглядело как чудо техники. Известно, что в 1908 году американский журнал по электронике опубликовал заметку, что некий господин Ирвинг Кимбалл работает над передачей изображений в дополнение к передаче звука, назвав свое изобретение Витафон.

Заметка о витафоне компании Bell Telephone Laboratories

Но только в 1927 году компании AT&T и Bell Telephone Laboratories воссоздали действующий комплекс видеосвязи. Изображение передавалось по кабелю в Нью-Йорк на расстояние более 199 миль. Связь по такому видеотелефону позволила собеседникам не только слышать, но и видеть друг друга на крохотных чёрно-белых экранах.

Примеры первых видеофонов XX века.

А в 1936 году немецкий изобретатель Георг Шуберт представил прообраз современной видеотелефонии с соединением по кабелю протяжённостью около 100 миль между Берлином и Лейпцигом. В почтовых отделениях были развёрнуты кабины визуальной телефонной системы, откуда можно было звонить на такие же точки связи, расположенные в других городах.

Первая в мире общественная видеотелефонная служба Георга Шуберта, 1936 г., Берлин

Казалось бы, вот изобретения, можно немного их доработать и подарить миру, но после того, как были совершены открытия, никто не спешил их дорабатывать и запускать в массы. Ранее упомянутый автонавигатор связали с рулём (чтобы он поворачивал и колеса, и карту) только через 50 лет после того, как его изобрели. А видеотелефон начали продавать только через 30 лет после того, как он был представлен.

Атмосферное электричество

В небольшом египетском городе Дендера на барельефах древнего храма Хатхор изображены необычные осветительные приборы. Их вид напоминает современные газоразрядные светильники вроде трубки Гейслера и Крукса со спиралями волнообразной «змеевидной» формы внутри.

Такие электронно-лучевые технологии используются для декоративного освещения театров, кино и эстрады, витрин магазинов, общественных мест, автомобильных и подводных фонарей. Только разница между храмом и официальным изобретением подобных светильников составляет около 4000 лет.

На барельефе в Дендере не видно силовой установки, предназначенной для обеспечения питания ламп. Перед нами, вероятно, атмосферное электричество, её поставщик – окружающая среда. В левой и правой части изображения есть постамент, на котором установлены лампы, имеется два уровня с незначительным отличием. Правая его часть чуть выше левой и образует ступень настолько низкую, что она бессмысленна в качестве реальной ступеньки для подъёма. Это как подсказка, что для получения освещения достаточно, чтобы левое от правого имело небольшое отличие по напряжению.

Лампа Дендеры в Египте

Левая часть постамента – это ноль, земля, заземление, а правая – фаза. В перепад этих двух уровней правым углом своего основания плотно установлен вертикальный постамент, на котором сидит бог ветра Шу. Он приподнимает и поддерживает головную часть левой лампы. Шу здесь не случайно, как и положения его рук. В силу своего ветреного естества Шу максимально приближен к пустоте – нулю, который вовсе не является пустотой, а выражает нижний предел значения среды, в которой производится расчёт. В разных средах нулевое значение будет отличаться, но всегда на нижнем уровне. Именно это здесь и получило гениальное выражение при помощи бога Шу.

Постамент, на который присел Шу, разделён на левую и правую части. При этом одна его часть превышает по высоте другую ровно на высоту перепада. Физик, увидевший это, может воскликнуть: «Я знаю, почему так сделано! Смотрите, проводник связывает эту линию с лампой!». Персонажи, поддерживающие лампы в положении сидя, демонстрируют нам уровень напряжения, олицетворяя силу тока. Если они встанут, напряжение вырастет, и электроприбор не выдержит, сгорит. Тот, кто всё это изобразил, прекрасно разбирался в электротехнике.

Посмотрим, помечтаем

Давайте просто посмотрим на фото электротрактора из прошлого. Странная техника? А тогда многие были уверены, что он заменит обычный трактор. Достаточно подвести провода или поставить электродвигатель, чтобы сократить затраты на ремонт и обслуживание.

Представьте реализацию этого проекта в расцвет сельскохозяйственной промышленности СССР, особенно при том факте, что электроэнергия стоила от 2 до 4 копеек за 1 кВт*ч.

Эра самокатов сейчас? Ну-ну…

Как вы думаете, когда в распоряжении человечества появились моторизованные и электрические самокаты, которые сейчас так популярны? Посмотрите на подборку фото с разницей в 100 лет.

Возникает чувство, что на кадрах 1916 года люди из будущего (нашего настоящего). То есть когда-то нам дали попробовать технологии, облегчающие жизнь, но потом что-то пошло не так, и решили притормозить. Через столетие электросамокаты вновь появились на городских улицах.

Подготовил Марк Покровский, Надежда Анучина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное