Смотри, думай, меняйся

Что происходит с нашим миром? Что творится вокруг и внутри нас? Сильные мира сего намекают на суть происходящего и оставляют нам послания в фильмах. Так в беседе на интернет-форуме один из представителей глобальной элиты (теневого управления) ещё в 2008 году рассказал, что иногда они намеренно позволяют просочиться фактам в массы. Давайте рассмотрим упомянутые им три фильма и другие знаковые кинокартины по версии редакции, в которых есть интересная пища для размышлений о предлагаемом нам новом мире. Мы публикуем официальные трактовки каждого фильма, а что было показано на самом деле вы легко интуитивно уловите после их просмотра. Как вы понимаете, любая интерпретация может как настроить на определённое восприятие информации, так и увести в сторону от изначального смысла. Помня о языке метафор, мы попытаемся между строк и кадров уловить послание.

Матрица (1999 г.)

«Для того чтобы избежать в будущем катастроф, их лучше смоделировать – говорит член ассоциации футурологов (специалистов, прогнозирующих будущее), эксперт РАН Александр Кононов. – Ярчайшим примером является фильм «Матрица» с выстроенной моделью угроз, которая связана с искусственным интеллектом, с алогичными решениями».

Напомним, о чём фильм. Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он – самый обычный «офисный планктон», получающий нагоняи от начальства за опоздания. Всё потому, что ночью он действует как хакер по имени Нео, и нет места в сети, куда он бы не смог проникнуть. Однажды всё меняется. Томас узнаёт правду о реальности. Само имя героя намекает на уровень сознания невежества (тамас) в понятиях аюрведы.

Томас хранит свои диски в книге Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта философская книга пытается объяснить, где реальность, а где симуляция. Кстати, перед началом съёмок фильма все актёры должны были её прочитать.

Книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»

Название компании Metacortex, в которой работает Томас, не случайно. Дословно это означает что-то высшее, что лежит за гранью серого вещества нашего мозга. Когда к главному герою приходят его друзья за диском, он жалуется, что, проснувшись, не может понять,это сон или реальность. На что они отвечают, что так бывает после Мескалина. Это отсылка к серии книг Карлоса Кастанеды («Отдельная реальность» и др.).

Фильм «Матрица» показывает, что каждый из нас лишь смотрит картинки, поставляемые искусственным интеллектом, а для того, чтобы от них оторваться, надо обладать решимостью Нео и принять красную таблетку, срывающую оковы. Культуролог Славой Жижек остроумно заметил, что любой обыватель отказался бы от такого выбора – иллюзия или прямой взгляд на реальность – и попросил бы третью таблетку, совмещающую одно и другое. Также он проводил аналогиис платоновской пещерой: люди не видят реальности, а только наблюдают за пляской теней на стенах темницы, в которую заключены.

В отличие от Жана Бодрийяра, не верившего в возможность избежать симуляции, режиссёры фильма дают «обещание настоящего природного мира, отключённого и отделённого от Матрицы».

В фильме также много отсылок к мифологии. Корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» – от имени царя Вавилона. Этот царь пытался разобраться в смысле своих сновидений. Само имя Морфеус или Морфей – бог сновидений в древнегреческой мифологии. Название города людей, которые освободились от Матрицы и начали борьбу с ней – Сион (по-английски Zion). Исследователи обращают внимание, что в свете последних событий, возможно, символика «Z» появилась неслучайно.

Идея того, что все программы «рождаются» из Источника, сущности чистого света, и возвращаются в него после того, как они выполнили своё предназначение, создана на основе индийского бога Брахма.

Матрица. Воскрешение (2021)

Отметим, что у «Матрицы» есть продолжение в виде ещё трёх частей: Матрица: Перезагрузка (2003 г.), Матрица: Революция (2003 г.) и Матрица: Воскрешение (2021 г.)

В последней части геймдизайнер Томас Андерсон сделал себе имя работой над трилогией игр «Матрица». Хотя окружающий мир периодически даёт сбои и обнажает свою истинную сущность, бывший Нео исправно посещает психотерапевта, принимает пилюли и практически убедил себя, что всё, что он осознал про устройство мира, – это игра его воображения. Но однажды на него выходит хакерша Багз и предлагает снова следовать за белым кроликом.

Кстати, в 2016 году группа физиков предположила, что вся наша Вселенная может быть гигантской симуляцией, которой руководит Высшая Сила. Инженеры из Кремниевой долины, и в частности руководитель Tesla Илон Маск, поддержали эту идею.

13 этаж (1999 г.)

Фильм вышел в один год с первой «Матрицей», и потому был мало замечен, т.к. «Матрица» имела колоссальный фурор у зрителя и вытеснила многое вокруг.А зря. В первых кадрах нас приветствует афоризм философа Декарта: «Я мыслю, значит, я существую».

На тринадцатом этаже компьютерной корпорации была разработана совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой цепь таинственных убийств. Все персонажи виртуальной реальности – самообучающиеся киборги, имеющие собственное сознание, способны думать, развиваться, работать и развлекаться. Они созданы по образу и подобию, являются, как клоны, полными копиями своих создателей и способны жить сами по себе. Когда человек подключается к системе, его сознание переносится в своего двойника, а сознание того временно хранится в теле подключённого.

13 этаж (1999)

Развернуть смысл клубка событий можно лишь погрузившись в иное измерение, где может быть ответ на многие вопросы, а может быть – страшная нереальность… Если вспомнить принцип матрёшки, который упоминается в фильме, то не исключено, что наш мир вложен в другие миры, и каждый из них реален, даже если существа из одного мира специально создавали других.

Чужие среди нас (1988 г.)

Фильм снят режиссёром Джоном Карпентером по мотивам рассказа Рэя Нельсона«В восемь утра».

Однажды строитель Джон Нада находит необычные солнечные очки. Надев их, он получает возможность увидеть мир таким, какой он есть. Оказывается, правительство и средства массовой информации бомбардируют людей скрытыми сообщениями, воздействующими на уровне подсознания. Вместо привычной рекламы он теперь видит истинный её смысл: «Спите!», «Не давайте волю воображению», «Подчиняйтесь властям».

Чужие среди нас (1988)

Сквозь очки Нада увидел настоящее обличье многих политиков и важных членов общества. Они и не люди вовсе, а инопланетяне с планеты Андромеда. Их миссия на Земле –проводить массовую кампанию по подчинению землян своей воле и держать людей в неведении. Нада находит сопротивленцев, которые знают об истинном положении вещей и изготовили эти очки.

Новый знакомый Джона по имени Фрэнк, с которым они работают на стройке, также потерял работу и вынужден переехать, оставив семью. Фрэнк спорит с Джоном и говорит, что во всех бедах виноваты богатые люди с большими запасами золота, и отказывается посмотреть через очки. Отчаянное сопротивление Фрэнка просто примерить очки, чтобы увидеть замаскированных инопланетян и скрытые послания, – это психологическое нежелание принимать правду, оставаясь в комфортной зоне.

Облачный атлас (2012 г.)

Пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой. Все герои, которых играет один актёр – это воплощения одной и той же души, у которой нет пола и расы. Души, которые стремятся к свободе, со временем развиваются и воплощаются во всё более сильных персонажей. Другие души тяготеют к жадности и насилию, и их земные воплощения с каждой историей всё более отвратительны. Одна из ключевых фраз фильма – жутковатая присказка «В один присест сильный слабого съест». Этот рефрен сквозной линией проходит через все новеллы.

Все истории рассказывают о любви, жертве, свободе, а также о границах и последствиях этой свободы. Говорится в них и о революции духа, и о том, что она невозможна без самопожертвования. Именно поэтому воплощается идея построения книги и фильма вокруг музыкального произведения, которое проходит сквозь судьбы людей и время. Речь также идёт о творческом бессмертии. Главный пример, разумеется, – это симфония «Облачный атлас».

Все антагонисты утверждают, что в основе всего сущего находится порядок. Этому порядку противопоставляется желание свободы. Порядок (или закон) – это норма, принятая в конкретном обществе. Она не предполагает никакого сопротивления. Объяснение этому можно найти в философии гностицизма. Во главе угла находится понятие «гнозиса», или знания. По мнению гностиков, познание – это единственный путь спасения души. Гностик уверен, что мир – одна большая тюрьма, а ключ, позволяющий выбраться, – это знание.

Восхождение Юпитер (2015 г.)

Фильм рассказывает о том, что люди зародились не на Земле. Они эволюционировали на далёкой планете миллиард лет назад и распространились по Вселенной, засевая пригодные для обитания миры своей ДНК. Однако делали они это не для того, чтобы пополнить свои ряды. Люди с засеянных планет для них – двуногий скот, бесправное сырьё для переработки в эликсир вечной молодости. Планета Залентир после Жатвы представлена как технологически развитый мир, который ныне пустынен.

Сквозь все описанные сюжеты фильмов сквозит одна общая тема ответственности за свои поступки, которую многие рады переложить на других, и мало кто готов принять на себя. Все угрозы мы создаём сами своим сознанием. На образ внешнего врага, подкрепляемого правительством и СМИ, многим удобно переложить собственное невежество и леность. Пробуждение начинается с осознания того, кто ты есть и что ты можешь, исходя из этого понимания. И как было написано над дверями у провидицы в «Матрице»: «Познай себя».

Чёрное зеркало (2011–2019 гг.)

Сериал состоит из отдельных историй, но тема у них одна – как новые технологии влияют на нашу жизнь. Уже в каждом доме есть телевизор или монитор компьютера, ноутбука и у каждого в руках дисплей смартфона – чёрное зеркало нашего существования в 21 веке. Связь с реальностью меняется. Многие возложилиGoogle и Apple на алтарь и поклоняются им, порой того не осознавая.Алгоритмы социальных сетей знают о людях больше, чем собственные родные и близкие. У всех есть доступ к информации о мире, но в голове хватает места лишь для того, чтобы воспринять 140 символов из сообщения.

Чёрное зеркало (2011–2019)

Создатели сериала выражают всеобщее беспокойство за современный мир. Значит ли это, что они против информационных технологий? Конечно, нет. Дело не в технологиях, а в том, как их используют. Сюжет серий уже не кажется фантастикой и позволяет извлечь немало жизненных уроков.

Люди всегда желали «хлеба и зрелищ», устремляли свою жизнь к удовольствиям и любили подглядывать «в замочную скважину». Власти всегда стремились к контролю над населением. Информационные технологии предоставили и тем, и другим новые возможности, в том числе и для воплощения самых низменных желаний. Сколько бы столетий не проходило, многие люди всё ещё остаются незрелыми, слабыми и мелочными. Каждая серия вскрывает пороки современного общества.

Чёрное зеркало (2011–2019)

Следить за людьми спецслужбы умели и без помещения чипов в их головы, а первыми реалити-шоу на выживание были бои гладиаторов. Однако в информационном обществе слежка сильно упростилась, а реалити-шоу стали намного масштабнее. Как тут не вспомнить Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова: люди как люди, в общем, напоминают прежних…Но «чёрные зеркала» – смартфоны, айпады и прочее – испортили их. Но самое важное, когда мы осознаём проблему, у нас появляется шанс её решить.

Аватар (2009 г.)

Главный герой фильма Джейк в прошлом был морским пехотинцем, а значит, был полон сил и энергии, но судьба распорядилась так, что он оказался в инвалидном кресле. Его образ как метафора экологического состояния нашей планеты. Момент, когда Джейк был полон сил, можно сравнить с Землёй, когда природных ресурсов у неё было в изобилии. А когда Джейк угодил в инвалидную коляску, сопоставимо с утратой природных богатств. Режиссёр Джеймс Кэмерон называет Пандору, показанную в фильме, прообразом нашего мира, его фантазией на тему каким мог быть наш мир, если б мы не закатывали его в асфальт и не строили многочисленные бизнес-центры.

Аватар (2009)

Выбор главного героя в пользу зелёной и цветущей планеты Пандоры ясен: только там он может вновь почувствовать себя сильным и могущественным, здоровым и любимым. Такой поступок как измена образцового солдата, вышколенного служить и защищать свою страну, заставляет задуматься: по тому ли пути движется человечество, ожесточённо сражаясь за право властвовать, обладать и конкурировать друг с другом.

Выходит, что наша многовековая цивилизация практически не сдвинулась с места и осталась ещё в эпохе колониальных войн. До прибытия на Пандору людей с Земли жизнь племени Нави была похожа на рай. Но после вмешательства человеческой расы всё меняется. Алчность корпораций, конфликт духовности, техногенное влияние на природу очень скоро рушат всю идиллию на Пандоре. Медленно, но верно, мы разрушаем планету за планетой.

Аватар (2009)

В «Аватаре» затронута тема империализма и отношения человека к коренным народам. Джеймс Кэмерон не скрывает, а наоборот,признаёт этот факт и ссылается на то, что в истории мира полно примеров, как завоеватели с военным превосходством и мощью подминали под себя, словно бульдозер, более слабых и доверчивых аборигенов.

С широко закрытыми глазами (1999 г.)

В один год с фильмами «Матрица» и «13-й этаж», о которых мы писали в прошлом выпуске, вышел ещё один фильм, снятый режиссёром Стенли Кубриком по мотивам довольно известной повести австрийца А.Шницлера «Новелла о снах». Большая часть сюжета фильма происходит во сне главной героини по имени Алиса, а то, как представлены персонажи этого сна – отображение её психической реальности, погружение в себя на всё более глубокие слои подсознания. Таким образом, создатель фильма даёт зрителю ключ к пониманию нашего отражения в других персонажах в мире сновидений и в окружающей действительности наяву.

Интерпретацию сна можно произвести с помощью теории социальных ролей. Согласно ей каждый человек, стремясь успешно функционировать в социуме, ведёт себя определённым образом, словно надевая социальную маску ученика, покупателя, начальника и т.д. Это упорядочивает коммуникацию и делает жизнь предсказуемой. Но в фильме Стэнли Кубрик показывает, что же происходит с людьми, когда они выходят за рамки привычных ролей и снимают маски. И лучше всего это может показать сон человека. Неудивительно, что именно маска становится главным символом фильма, а самый глубокий уровень сна показан сценой псевдорелигиозного ритуала имитации смерти как опыта самопожертвования.

Кстати, режиссер «С широко закрытыми глазами» Стенли Кубрик умер во время финального монтажа картины. По мнению журналиста и блогера Влада Копылкова, известного под псевдонимом Влад Фридом, «возможно, всё, что мы видим в этом фильме – это лишь лёгкая версия того, что происходит во время настоящих ритуальных обрядов представителей тёмных сил на нашей планете. Может быть, Кубрик хотел рассказать больше, но не успел».

Твин Пикс (1990–2017 гг.)

Сериал «Твин Пикс» изобилует символикой, персонажами и переплетением смыслов. У сериала три сезона, после двух первых вышел фильм «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (1992 г.), ставший приквелом к сериалу (фильмом, хронологически описывающим события, предшествующие более раннему первоначальному произведению).

Практически всё в «Твин Пиксе» двойственно: добро и зло, любовь и интриги, Белый вигвам и Чёрный вигвам. Само название вымышленного города «Твин Пикс», в котором происходят основные события, в переводе с английского языка означает «двойные вершины». Почти каждый житель этого городка ведёт двойную жизнь. Даже мира в сериале два.

Один мир – реальный, в городе, другой – потусторонний. Он находится в лесах долины, вход в него через вигвам. Потусторонний мир представлен двумя красными комнатами. Герои фильма ходят по комнатам, как по лабиринту. События в двух комнатах постоянно меняются, они перетекают друг в друга, подобно песочным часам. Как только решается одна проблема, тут же возникает другая, третья и т.д. В комнатах находятся двойники, которые противоположны друг другу. Не каждый может войти в этот потусторонний мир и тем более выйти из него.

Сюжет в сериале построен так, что оба мира тесно связаны друг с другом. Мысли и действия героев из одного мира влияют на действия персонажа другого мира и наоборот. Две противоположности – добро и зло, которые перекликаются повсеместно, невозможны друг без друга и являются относительными и, скорее всего, «не тем, чем кажется». Эта взятая нами в кавычки фраза звучит в сериале как одно из основных посланий.

К сериалу и фильму о Твин Пиксеих создателями и близким окружением написано несколько книг. Это и дневники двух главных героев, и досье по странному делу, произошедшему в маленьком городке, в историю которого вплетены события нескольких столетий из нашего реального мира. При просмотре сериала и фильма, а также при чтении книг может создаваться впечатление, что они похожи на сон, у которого грань с реальностью очень тонка или совсем исчезает, сплетаясь воедино. Сама тема реальности и нереальности, параллельных измерений, сна и яви тоже является одной из сюжетных линий.

Подготовил Марк Покровский

Книги, которые меняют представление о мире

Не только через фильмы, но и книги нам предлагают задуматься о том, в каком мире и как мы живём. Публикуем небольшую подборку литературы для тех, кто находится в поиске истины, собирая её по крупицам.

  1. Евгений Замятин, «Мы», 1920.
  2. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир», 1932.
  3. Джордж Оруэлл, «1984», 1949.
  4. РэйБрэдбери, «451° по Фаренгейту», 1953.
  5. Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи», 1957.
  6. УолтерТевис, «Пересмешник», 1980.
  7. Татьяна Толстая, «Кысь», 2000.
  8. Кадзуо Исигуро, «Не отпускай меня», 2005.
  9. Лорен Оливер, «Делириум», 2011.
  10. Андрей Курпатов, «Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом», 2018.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайное и Явное. Для тех, кто хочет знать больше