Как известно, легенды и предания передаются из поколения в поколение. И главное в них – не факты, а окружающий их романтический ореол и сказочное богатство народной мудрости. Казань – яркий тому пример.
Как Казань стала Казанью
Легенд о возникновении и названии города очень много. Как известно, «казан» с древнебулгарского, а затем и с татарского языков переводится как «котёл». В одной из самых распространённых легенд рассказывается о том, что старший сын одного из булгарских правителей – хан Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки. Он приказал слуге принести воды в золотом котле. Берег был очень крут, и слуга, черпая воду, нечаянно уронил казан в реку. Эту потерю восприняли как знак – поселиться здесь, в месте падения казана на берегу этой реки. Реку назвали Казань. Отсюда и название сторожевой крепости Казань, которая стала прототипом города.
Ещё одна легенда гласит, что когда выбирали место для города, то обратились к колдуну, и он приказал заложить город там, где закипит без огня врытый в землю котёл. А чтобы город стоял крепко и вечно, в фундамент стен он предложил зарыть того, кто первым встретится в этом месте. Долго слуги хана искали такое место и, наконец, нашли. Вода здесь закипела в котле сама собой, без огня. Тут и решили основать город, получивший название Казань (котёл).
Когда стали закладывать стены, первым увидели ханского сына, который шёл к ним по поручению отца. Слуги хана пожалели юношу и зарыли под фундаментом города труп собаки. Когда хан узнал об этом, он и обрадовался, что сын его остался жив, и опечалился, сказав: «Не будет стоять долго город, построенный над трупом собаки. Рано или поздно он погибнет от рук неверных…» Собрали тогда учёных людей и спросили у них о будущности города. Учёные мужи обещали, что собака не предвещает ничего дурного, а то, что сын хана остался жив, так это признак того, что на этом фундаменте государство будет долго процветать. Эти слова обрадовали хана, и он поклялся в честь этого построить мечеть.
Что скрывает Кабан
Дымкой преданий и легенд овеяно также озеро Кабан – одна из главных достопримечательностей города.Это не просто большое озеро. Это целая водная система, тянущаяся более чем на 10 км и состоящая из трёх крупных озёр, соединяющих их проливов и протоки Булак, а главное – расположенная в самом городе, в старой его части.
Главная тайна озера Кабан связана с загадочно исчезнувшей ханской казной. Клад, кстати, не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов и имеет множество аргументов «за» и «против» той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища.
По преданию, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно ночью спущена на дно озера, где-то в северной его части. Однако во время осады Казани погибли почти все, знавшие тайну, а оставшимся в живых пришлось спасаться бегством. Так что казна так и осталась лежать на дне.
Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалёку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела, найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и вот тут, на расстоянии в несколько связанных вожжей, и находятся сокровища.Причём на такой глубине, чтобы их невозможно было поднять.
Главная загадка озера Кабан, находящегося в старой части Казани, в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов: покоятся ли на его дне несметные ханские сокровища? И вопрос этот волнует даже заграничных кладоискателей.
По преданию казна состояла из трёх частей. Во-первых, это содержимое монетного двора: золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла и сами монеты. Во-вторых, денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. И третья часть – сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной.
С тех пор неоднократно предпринимались попытки найти сокровища, но озеро упорно хранит и не отдаёт свою древнюю тайну.Примечательно, что потерянной ханской казной интересовались даже заграницей.
Непокорная Сююмбике
Всем известно, что Казань без башни Сююмбике – не Казань. Знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров давно уже стало символом этого города, своего рода Пизанской башней. Название своё она получила по имени последней казанской царицы – Сююмбике. Точное время построения башни неизвестно. По одной версии, она воздвигнута в начале XVII века как дозорная, по другой – её считают мавзолеем в честь мужа царицы Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.
Легенд, сложенных о башне Сююмбике, немало. Самая же поэтическая из них – легенда о романтической любви Ивана Грозного к татарской царице. Однажды, увидев её портрет, он был настолько пленёнеё красотой, что захотел взять Сююмбике в жёны и сделать царицей в Москве. Но гордая красавица ответила отказом. Согласно легенде, это и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она.
Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу (существует мнение, что именно из-за такой спешки фундамент был сделан недостаточно глубоким, поэтому башня словно проседает на одну сторону, имея наклон почти в два метра). Когда башня была готова, поднялась на неё неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.
Подземное царство
Одна из легенд Казани рассказывает о большом подземном царстве под городом, в котором обитает огнедышащий дракон. Первые упоминания о подземной Казани встречаются ещё при описании легендарных подкопов под стены кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь её мощными каменными сводами как надёжной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто саженей, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой, и вкатили в подкоп бочки с порохом.
Доподлинно известны несколько адресов расположения катакомб. Это подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Национального музея Республики Татарстан. Другое крупное подземелье находится неподалёку на улице Чернышевского. Ещё одно большое – под усадьбой Боратынских.
Злой и добрый Зилант
На холме, где сейчас находится Казанский кремль, была удивительно плодородная земля. Все мечтали о жизни там, однако на горе обитали змеи и их царь – Зилант. Однажды хан решил переселить город на холм и сжечь всех змей. Нашли героя – сильного батыра на коне. Он обложил холм соломой, дождался, пока змеи выползут из нор, и поджёг их. Погибли все, кроме Зиланта. Змеиный царь от обиды улетел на другой холм, названный Зилантовым, обустроился в пещере и долго мстил людям. Иногда выходил на прогулки: летал над Казанью и пил воду из Чёрного озера. Позже Зилант решил перебраться к озеру Кабан, где по сей день охраняет сокровища. Говорят, с Зилантом лучше не шутить. Он до сих пор топит хвостом всех, кто входит в воду.
Есть и другая версия легенды, в которой Зилант добрый. Он охранял границы города и покровительствовал людям. Змей был символом мудрости и силы, а также любимчиком жителей. В благодарность казанцы запечатлели дракона-змея на гербе своего города и воплотили его образ в скульптуре. Говорят, если погладить лапу или коготь Зиланта и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.
Исчезнувшая икона
23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрёне во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт её Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьёз рассказ девочки, хотя сон приснился ей ещё дважды. И тогда десятилетняя Матрёна вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завёрнутый в старый рукав от одежды вишнёвого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью.
Весть об обретённой иконе облетела всю Казань.Собрались представители духовенства, городской власти, горожане. Из земли на свои руки икону принял священник Ермолай, ставший затем митрополитом Казанским, а позже патриархом Московским. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор. Вскоре стала проявляться её чудесная сила. Позже выяснилось, что обретённая икона – список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей.
Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрёна постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей.
Далеко не все знают, что сейчас сохранились лишь многочисленные списки чудотворной иконы Казанской Божией Матери, сама же она бесследно исчезла. По преданию она должна была погибнуть в пламени, так же как и была обретена. Ни одна из множества икон, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве копий, как Казанская, потому что именно к ней наш народ чаще всего взывает с просьбой о помощи, милости и заступничестве в тяжкие моменты жизни.
Подготовила Жанна Потоцкая